quote Во всяком моральном акте, акте любви, милосердия, жертвы наступает конец
этого мира, в котором царит ненависть, жестокость, корысть. Во всяком
творческом акте наступает конец этого мира, в котором царит
необходимость, инерция, скованность, И возникает
мир новый, мир "иной"
Николай Бердяев

Тревога потери контроля и рост

"Если мы хотим любить себя,
мы должны вести себя так,
чтобы иметь возможность восхищаться собой"
Ирвин Ялом

Абрахам Маслоу отмечает, что "есть один тип "контроля", который необходим для осуществления способностей и поиска высших форм самовыражения". Речь идет о контроле в ТВОРЧЕСКОМ подходе к жизни и в стремлении к самосовершенствованию, например, по Маслоу, "упорный труд, благодаря которому художник, мыслитель, атлет овладевают мастерством".

Но, утверждает Маслоу, "такого рода контроль постепенно становится чем-то органичным и спонтанным. Я бы предложил назвать эти желательные и необходимые формы контроля "аполлоническим контролем", поскольку они не ставят под сомнение желательность удовлетворения, а усиливают получаемое от него удовольствие посредством организации, эстетизации удовлетворения, привнесения в него ритма, стиля и вкуса, например, в сексе, еде, питии и т.п. Противоположностью этому является подавляющий контроль".

Ролло Мэй утверждает, что когда мы говорим о контроле,  то подразумеваем не только то, что он осуществляется кем-то или чем-то. Важнейшее в контроле это то, что контроль всегда осуществляется для чего-то. Поэтому Мэй считает важным ответ на вопрос „на основании каких ЦЕННОСТЕЙ, будет контролироваться сознание и на достижение каких результатов будет направлен контроль?“. Здесь мы сталкиваемся с важнейшей областью, которую затрагивает контроль. Эта область СМЫСЛА. Поэтому важнейшей ступенью роста при осуществлении любой деятельности является осознание человеком своей ценностно-смысловой ориентации.

На пути наших выборов стоит контроль СОВЕСТИ и РАЗУМА. В совести заложены, с одной стороны, ценностные ориентиры (позитивная совесть, по Франклу), с другой  – системы запретов и наказаний (негативная совесть). Разум взвешивает все за и против поступка, просчитывает негативные и позитивные последствия выбора. По сути, удовлетворение практически всех наших желаний может относиться к числу вполне нормальных целей любого человека. Вопрос лишь в том, как, ради чего и в каких контекстах эти цели достигаются.

Виктор Франкл считает, что человек бывает самим собой, когда он забывает самого себя, то есть когда он ДОВЕРЯЕТ самому себе. Именно совесть позволяет человеку отпустить интеллектуальный контроль над собственным поведением, уйти от мелочной опеки над каждым шагом, от мелочных и ненужных „НАДО И НЕЛЬЗЯ“. Положившись на интуитивность совести, то есть действуя в полном соответствии со своими ЦЕННОСТЯМИ, человек сможет поступать естественно, реализуя СМЫСЛЫ как каждой ситуации, так и всей жизни.


КОНТРОЛЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

ПОСТУПАТЬ СПРАВЕДЛИВО В ОТНОШЕНИЕ ДРУГИХ

Эрих Фромм подчеркивает, что животное не может быть злым, поскольку речь идет о реализации присущих животному инстинктов, „которые, по существу, служат ему для выживания“. Человек же может быть злым, поскольку он имеет возможность осознавать и контролировать свое поведение и свои намерения на основании знаний о том, что есть зло, а что добро.

СПРАВЕДЛИВЫМ будет сознательный выбор поведения, которое исключает нанесение НАМЕРЕННОГО вреда или обид другим людям, ущемление их СВОБОДЫ и достоинства. Такое поведение основывается не только на осознании и принятии абсолютной ценности человеческой жизни и достоинства, ЦЕННОСТЕЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ, но и на следовании этим ценностям. То есть контроль собственного поведения направлен в этом случае на различение ДОБРА И ЗЛА и осуществление сознательного выбора в пользу ДОБРА. Ясно, что помощником человеку в этом выборе будет его БЫТИЙНАЯ СОВЕСТЬ.


ИЗБЕГАТЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ В ОТНОШЕНИЕ СЕБЯ СО СТОРОНЫ ДРУГИХ И МИРА

Конечно, не секрет, что другие могут сознательно причинить нам обиду. Но, я думаю, не стоит обвинять другого в несправедливости, покуда не станет окончательно ясно, что тот поступил НАМЕРЕННО несправедливо. Иначе нам грозит погрузиться в пучину подозрительности, гнева и НЕНАВИСТИ. То есть, человеку следует относиться к другим с позиции „презумпции невиновности“. Такое доверительное отношение к миру и людям не имеет ничего общего с бездумной наивностью. Просто человек активно позиционирует себя по отношению к своему социальному окружению так, что позволяет людям проявить себя с лучшей их стороны - ответственными и честными, действующими свободно в соответствие со своими ценностями, способного творить ДОБРО.

В ситуациях, которые не устраивают человека и заведомо неподвластны его контролю, человеком может овладеть ОТЧАЯНИЕ или слепая ЯРОСТЬ, если свою судьбу он воспринимает как НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ. В таких случаях он будет винить всех и вся за свою тяжелую долю. Но тем самым он только усугубит свою ситуацию. Ведь бесполезно биться головой о стену. Однако человек всегда ответствен за то, какими он проявляет себя в данной ситуации.

В ситуации, которую мы не в состоянии изменить, мы можем измениться сами! Например, каждый может принять свою болезнь или другое страдание как подарок, заявляет Лиз Бурбо. Ведь болезнь и страдание помогают человеку повысить уровень своего сознания и познавать самого себя (включая свои сильные и слабые стороны, свои внутренние ресурсы и потенциалы). В безвыходной и трагической ситуации человек в состоянии подарить ближним свою любовь, стать им примером того, как можно встречать страдания и проходить через испытания.


ПОЗИЦИЯ СОЗИДАТЕЛЯ СВОЕЙ СУДЬБЫ

Контроль всегда связан с ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ. И в первую очередь необходимо подчеркнуть тот факт, что человек ответствен только за то, что он делает, что он выбирает. Одним из основополагающих выборов является выбор источника контроля над ситуацией. Каждый человек отвечает для себя на вопрос, где находится этот источник – внутри самого человека или вне его? Джозеф Роттер описал в этой связи две категории людей.

Люди с внутренним источником контроля (ЛОКУС КОНТРОЛЯ) независимы и автономны. Они активны и сами ответственно контролируют свою ситуацию, являясь авторами собственной СУДЬБЫ. Их САМООЦЕНКА достаточно высока и стабильна, они уверены в своих силах и полагаются на собственное суждение, не поддаваясь внушению и внешним влияниям (манипуляциям). Одной из черт таких людей является их ориентация на УСПЕХ и стремление к ВЛАСТИ.

Контроль ситуации, в принципе, означает возможность и способность принять решение и действием своим привнести изменения в свою ситуацию (ПРИЧИННОСТЬ). Для этого человеку требуется осуществить свободный выбор и, опираясь на свою волю, совершить ответственный поступок.

Ирвин Ялом указывает на принципиальную необходимость принятия так называемого “фундаментального решения”. Можно сказать, что ни один человек не в состоянии избежать такого решения. Речь идет о мета-решении,“решении о решениях” – то есть человек вынужден решать, как он будет поступать в ситуациях, когда он должен принимать решение, совершать поступок: будет ли он брать ситуацию под свой контроль, принимая решения о том, как поступить в данной ситуации (взятие на себя ОТВЕТСТВЕННОСТИ) или он откажется от принятия решения.

Я хочу особо подчеркнуть, что решение отказаться от принятия решения в конкретной ситуации все равно будет лежать в сфере личной ответственности человека (ответственность за попытку избежать ответственности). Однако и за такое решение человек полностью ответствен. Ведь, как заявляет Сартр, сделаться пассивным в мире, отказаться от воздействия на вещи и других, - это все равно свободный выбор человека.

Карл Роджерс указывает на то, что в процессе СТАНОВЛЕНИЯ и роста человек все чаще начинает чувствовать, что локус оценки, выбора и принятия решений находится внутри него самого. Человек в процессе становления все меньше и меньше ищет у других одобрения или неодобрения решений, выборов и стандартов, по которым надо жить, подчеркивает Роджерс. Такой человек осознает, что выбор – это его личное дело; что единственный вопрос, который имеет СМЫСЛ, – "Полностью ли удовлетворяет и верно ли выражает меня мой образ жизни?". По мнению Роджерса, это, один из самых важных вопросов для свободного и творческого человека.

Абрахам Маслоу также считает независимость от стимулов окружения определяющей характеристикой „полноты индивидуальности, истинной СВОБОДЫ, развития самостоятельности“. При этом, как отмечает Маслоу, „эта относительная независимость от внешнего мира и его требований и давления, разумеется, не означает отсутствия общения с ним или отсутствия уважения к его "требовательному характеру". Она означает только то, что эти контакты определяются прежде всего желаниями и планами самоосуществляющейся личности, а не давлением окружения“.

Если человек вместо полного снятия с себя ответственности и перекладывания ее на высшие силы или судьбу не бежит от своей СВОБОДЫ, а проявляет свою ВОЛЮ, берет на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за удовлетворение своих ПОТРЕБНОСТЕЙ, за осознание своих ЖЕЛАНИЙ, за осуществленные ВЫБОРЫ и за принятые РЕШЕНИЯ, продвигающие его к поставленным целям, то можно говорить о честном и ответственном подходе к своей жизни.

В таких случаях человек обретает НАДЕЖДУ и ДОВЕРИЕ себе и своей СУДЬБЕ, основанные на его собственных возможностях. Даже если эти возможности и невелики, все же именно от человека зависит, будут ли они им реализовываться - то есть будет ли он активным творцом своей судьбы или ждать у моря погоды. И даже если его постигнет где-то неудача, это будет возможностью получить новый опыт и попробовать новые подходы к решению стоящих перед человеком проблем.

Именно благодаря принятию на себя ответственности человек учится брать под свой контроль (внутренний локус контроля) именно то, что он может контролировать. Так, он учится все меньше пугаться своих мыслей и чувств. Ведь мысли и чувства неподконтрольны ему. Они возникают спонтанно, как реакция подсознания на ту или иную ситуацию. И сами по себе они не могут ничего изменить в реальном мире. Мысль не есть поступок. А желание и эмоция не есть ПРИЧИНА изменений в мире. А именно решения и НАМЕРЕНИЯ человека являются причиной тех или иных поступков, изменяющих реальность.

Свободно выбирая ответственность и беря под свой контроль свои желания и поступки, человек растет, поднимается над своей компульсивностью (над ведомостью ИМПУЛЬСАМИ).


Я КАК "ЦЕНТР КРИСТАЛЛИЗАЦИИ"

САМОСТЬ человека, как мы знаем, представляет собой некую внутреннюю реальность, многие процессы в которой происходят независимо от его "Я" (Эго), то есть от  осознающей и способной к контролю части самости. Но Я с его многочисленными свойствами, есть во многом дирижер и наблюдатель за всем, что происходит внутри и вовне. Я способно концентрировать ФОКУС ВНИМАНИЯ на ФОКУСЕ БЫТИЯ, то есть на текущей ситуации, представляющей собой моментальный срез внешней и внутренней реальностей (см. МАТРИЦА СУДЬБЫ).

Кое-что можно взять под контроль, изменить, подправить или направить в нужное русло. Кое-что можно лишь констатировать, наблюдать и, если оно представляет собою опасность, - попытаться избежать ее или смягчить ее влияние. Кое-что (например, желание, импульс) можно притормозить, пока оно не стало поступком, о котором пришлось бы сожалеть - Я способно сделать паузу для принятия решения.

Кое-что может когда-то стать благоприятной возможностью - и это важно вовремя увидеть и осознать. Кое-что следует принять как данность, которая не терпит контроля.

Я хотел бы остановиться в этой связи на одном важном моменте. Человек, не испытывающий ДОВЕРИЯ к собственному телу, будет склонен пытаться контролировать его функции. При этом, как мы уже говорили выше, все попытки активного контроля, например, сна, стула, потенции обречены в конечном итоге на провал. Это переживается крайне мучительно и может вызвать серьезные депрессивные реакции.

Виктор Франкл предлагает при функциональных нарушениях половых функций (будь то онаргазмия или импотенция) сосредоточиваться не на результате (УСПЕХЕ), а на процессе. При этом именно бытийная составляющая будет в ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ человека, он сможет получать РАДОСТЬ от каждого момента этого процесса.

Парадоксальная интенция, предлагаемая Франклом, предлагает собой как бы стремление к противоположному желанию. Например, при нарушениях сна бесполезно, лежа в кровати, думать о том, когда же, наконец, заснешь и злиться оттого, что сон все не приходит. При парадоксальной же интенции человек как бы отказывается от сна, говорит себ, что и ладно, что я не сплю, постараюсь не заснуть вовсе. Рано или поздно природа возьмет свое.

Итак, "Я" не всегда способно решить те или иные задачи, оно не в состоянии решить задачи нереалистичные. Однако "Я" отводится важнейшая роль некоего осознающего, координирующего и анализирующего центра.

Позволю себе одну цитату из Ошо:

"Что бы ты ни делал, продолжай постоянно делать внутри одно: осознавай себя...". Без этого человек - "просто болтающийся на ветру мешок... Никакого центра - просто расхлябанное сочетание многих вещей.., толпа, постоянно смешивающаяся и меняющаяся без всяконо хозяина внутри".

"Осознанность - это то, что делает тебя хозяином, - и когда я говорю "хозяином", то не подразумеваю, что ты контролируешь. Когда я говорю "будь хозяином", я подразумеваю присутствие - постоянное присутствие. Что бы ты ни делал или не делал, одно должны быть постоянно в твоем сознании: ТЫ ЕСТЬ".

Иными словами, "Я" является неким организующим центром, центром кристаллизации, вокруг которого кипит бытие самости, в которой происходят, казалось бы, неуправляемые процессы. Но важно не выпадать из этого потока своего бытия, из неостановимого процесса перемен и СТАНОВЛЕНИЯ, осознавать этот процесс и себя в своей текущей ситуации во всем ее внешнем и внутреннем многообразии и противоречивости.

У человека, открытого опыту, «Я» и личность возникают из этого опыта, утверждает Карл Роджерс. Более того: человек осознаёт, что он не может осуществлять контроль над опытом своего бытия, а должен стать участником этого опыта и (по возможности) как можно более полноценным наблюдателем „протекающих процессов организмического опыта“.

КОНТРОЛЬ В МОДУСЕ БЫТИЯ

Человек, принявший решение в пользу СТАНОВЛЕНИЯ, в пользу служения своему ПОДЛИННОМУ Я, будет делать акцент не на контроле других людей. Он будет контролировать самого себя в процессе перемен, совершая ОТВЕТСТВЕННЫЕ поступки. Одной из ответственных реакций на свою ситуацию в этом мире будет принятие своей СУДЬБЫ (в частности, МАТРИЦЫ СУДЬБЫ, отражающей возможности и рамки текущей ситуации). Лишь исходя из РАМОК СВОЕЙ СВОВОДЫ можно совершать ответственные и СВОБОДНЫЕ поступки, изменяя то, что поддается нашему влиянию, осуществляя выбор из числа РЕАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ текущей ситуации.

Осознавая эти рамки, эти естественные ограничения, ответственно не опускать руки, а действовать в направлениях, доступных нашему контролю. Так мы проявим себя как сильные люди, активно прокладывающие путь своей судьбе, созидающие ее своими собственными руками.

Итак, принимая решение, как поступить при тех или иных обстоятельствах, чтобы достичь те или иные цели, следует руководствоваться знаменитым правилом:

менять то, что поддается изменению и контролю;

принимать то, что не поддается изменению и контролю;

стараться отличать одно от другого.