quote Самоактуализация - это не миг, когда нас озаряет высшее блаженство,
- это напряженный процесс постепенного роста, кропотливый труд
маленьких достижений. Самоактуализация - это не конечное
состояние, но сам процесс воплощения присущих
индивиду возможностей в действительность
Абрахам Маслоу

Решительность и решимость

Не секрет, что мало принять РЕШЕНИЕ ДЕЙСТВОВАТЬ. Важно совершить это действие. Как мы уже не раз говорили, первый шаг часто не делается. Виной тому СОМНЕНИЯ. Даже если человек начнет движение к цели, сомнения и стремление подстроиться под чужое мнение могут заставить его остановиться на полпути. Таково проявление нерешительности, которая нередко является проявлением ТРЕВОГИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ТРЕВОГИ УСПЕХА (когда человек боится своей самостоятельностью поставить под угрозу отношения с близкими людьми), или ТРЕВОГИ ВИНЫ (когда человек переживает за то, что мог своими поступками навредить другим).

Рассмотрим теперь, что такое решительность.


РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

Большая психологическая энциклопедия определяет решительность как „способность самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовать их в деятельности“. При этом подчеркивается, что особенно ярко решительность проявляется „в сложных ситуациях, когда поступок связан с известным риском и необходимостью выбора из нескольких альтернатив“. Решительный человек в состоянии проявить свою ВОЛЮ, принять решение действовать в направление поставленной ЦЕЛИ – и, тем самым, принять на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Можно сказать, что решительность характеризует способность человека уверенно и своевременно принимать решения и осуществления ВЫБОРА в ситуациях неопределенности и возможных рисков. Ведь принятое решение может оказаться и неправильным, ведущим человека не к цели, а, напротив, уводящей от нее. Но важно то, что человек сам и ответственно принял это решение. Последствия поступка создают новые ситуации, новую МАТРИЦУ СУДЬБЫ, в рамках которых человеку предстоит принимать новые решения, предпринимая шаги, которые либо поведут его дальше к поставленной цели, либо к новым целям, если он так решит.

Решительность не возникает на пустом месте. Она есть результат процесса принятия решения, основанного на оценке множества факторов и альтернатив действия, взвешивания за и против тот или иной поступок. Но решительность предполагает отказ от ненужных СОМНЕНИЙ и колебаний и принятие решения тогда, когда оно должно быть принято.

Решительность – это и готовность идти к цели, преодолевая сопротивления среды и препятствия, стоящие на пути к цели. При этом, „быть решительным“ не означает идти напролом, не замечая преград. Это было бы безрассудством – ведь некоторые препятствия могут не только замедлить движение к цели, но и быть даже губительными. Решительность зрелого человека включает в себя и опору лишь на РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, и учет возможных препятствий. Человек решается в пользу стратегии, которая, по возможности, принимает во внимание все важнейшие обстоятельства.

Но, опять-таки, решительность не означает абсолютную четкость и полную безошибочность. Ишодя из уже рассмотренного, в любое решение заложена возможность ошибки. Далее, в любом волевом акте имеется широкий спектр движущих моментов, которые с течением времени могут претерпевать изменения, одни мотивы могут сменяться другими. Поэтому и цели могут меняться, для чего требуются новые решения. Поэтому решительность важна на каждом из этапов принятия решения – в том числе и при отказе от старых целей, если новые обстоятельства этого требуют.

Хороша или плоха решительность – об этом можно говорить лишь с учетом всего контекста. Так, если капитан корабля, спасающий при аварии пассажиров, действует решительно и профессионально, он поступает хорошо. В целом, если человек делает свое дело решительно, четко и как от него это ожидается, то, можно сказать, его решительность хороша. Для заказчиков убийства решительность киллера может быть очень хороша (что не скажешь с точки зрения его жертвы или ее близких). Нравственный же аспект решительности зависит напрямую от содержания того действия, которое имело место. Я имею в виду выбор в полью ДОБРА или ЗЛА.


РЕШИМОСТЬ

Словарь синонимов приписывает решимости такие значения, как смелость, храбрость, готовность. Толковый словарь Ушакова определяет реши́мость как смелость, отсутствие боязни в принятии и осуществлении своих решений. Решимость – это эмоциональное состояние, отражающее готовность человека не только к началу действия, но и к доведению его до конца. Решимость позволяет человеку проявлять волю, даже если принятое им решение трудное и рискованное. Решимость как смелость граничит, таким образом, с МУЖЕСТВОМ.

У.Джеймс описывает несколько типов решимости как способы преодолеть или устранить сдерживающие влияния в процессе ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ДЕЙСТВОВАТЬ. Многие решения бывают трудными, вызывая своего рода "ПАРАЛИЧ ВОЛИ". Это весьма мучительное состояние. Поэтому, "когда задержка устранена, мы чувствуем внутреннее облегчение – это и есть тот добавочный импульс, то решение воли, благодаря которому и совершается волевой акт", пишет Джеймс.

Первый тип решимости Джеймс назвал "типом разумной решимости", имея в виду, что человек обретает решимость, когда станет уверен в разумности своего решения и того выбора, который ему предстоит сделать. Джеймс так описывает этот тип решимости:

"Обсуждение мотивов по большей части заключается в переборе всех возможных концепций образа действия с целью отыскать такую, под которую можно было бы подвести наш образ действий в данном случае. Сомнения относительно образа действия рассеиваются в ту минуту, когда нам удается отыскать такую концепцию, которая связана с привычными способами действовать... Разумное основание, находимое нами для действия, большей частью заключается в том, что мы подыскиваем для настоящего случая подходящий класс случаев, при которых мы уже привыкли действовать не колеблясь, по известному шаблону".

Можно сказать, что этот тип решимости опирается на ПРИВЫЧКИ, то есть на некие стереотипы лействий в похожих ситуациях.

Эта решимость является проявлением рассудительности человека. Джеймс называет рассудительным такого человека, "который, раз наметив себе достойные цели в жизни, не предпринимает ни одного действия без того, чтобы предварительно не определить, благоприятствует оно достижению этих целей или нет".

Если человеку не удается разумом выбрать основания действовать в том или ином направлении, если он утомлен колебаниями, сомнениями и нерешительностью, то он может быть готов решиться на любой шаг, лишь бы избавиться от давящей неопределенности. Отсюда второй тип решимости, представляющий, согласно Джеймсу, "те случаи, в которых мы как бы преднамеренно подчиняемся произволу СУДЬБЫ, поддаваясь влиянию внешних случайных обстоятельств и думая: конечный результат будет довольно благоприятный". Иными словами, человек отдает на откуп судьбе принятие решения в сложных случаях. Это, конечно, не избавляет его от ответственности и следующие ситуации вновь поставят его перед необходимостью выбора.

Третий тип решимости также основан на фатализме, на доверии судьбе. Человек, однако, поддается не внешним влияниям, а наитию, интуиции, преставляющей собой плод взаимрдействия сознательного опыта, а также опыта, коренящегося в глубинах БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. Человек как бы говорит себе, начиная действовать: " Делай, что должен, и будь, что будет". Джеймс отмечает, что "у мировых гениев (вроде Наполеона, Лютера и т.п.), в которых упорная страсть сочетается с кипучим стремлением к деятельности, в тех случаях, когда колебания и предварительные соображения задерживают свободное проявление страсти, окончательная решимость действовать, вероятно, прорывается именно таким стихийным образом; так струя воды неожиданно прорывает плотину".

К четвертому типу решимости Джеймс относит "все случаи так называемого нравственного перерождения, пробуждения совести и т.п., благодаря которым происходит духовное обновление многих из нас". Здесь речь идет о переоценке ЦЕННОСТЕЙ и обнаружении некоего важнейшего СМЫСЛА, который и дает человеку дополнительный импульс энергии для действия и заряд МУЖЕСТВА для действий в направление целей, соответствующих новообретенным смыслу и ценностям.

Причиной такого нравственного перерождения является столкновение с обстоятельствами жизни, на фоне которых человеку становится понятна тщета его текущего образа жизни и устремлений. "В результате мы покидаем разные пошлые планы на будущее, которыми тешили до сих пор свое воображение, и немедленно проникаемся более серьезными и важными стремлениями, до той поры не привлекавшими нас к себе", - пишет Джеймс.

Если в ранее рассмотренных типах решимости человек, посвящая себя выбору той или иной возможности, как бы отбрасывает все другие, упуская их из вида и, по сути, принося их в жертву выбранной возможности, то в пятом типе решимости человек не не теряет из виду ни одной альтернативы. Как пишет Джеймс, "отвергая одну из них, мы делаем для себя ясным, что именно в эту минуту мы теряем". Именно здесь приходится сделать усилие воли, позволяющее через боль потери (см. ТРЕВОГА ОКОНЧАТЕЛЬНОСТИ) выбрать только одну возможность.

"Усилие всегда неприятный акт, связанный с каким-то сознанием нравственного одиночества, - пишет Джеймс, - так бывает и тогда, когда во имя чистого священного долга мы сурово отрекаемся от всяких земных благ, и тогда, когда мы твердо решаемся считать одну из альтернатив невозможной для нас, а другую – подлежащей осуществлению, хотя каждая из них равно привлекательна и никакое внешнее обстоятельство не побуждает нас отдать которой-нибудь из них предпочтение".