quote Обретение чувства бытия v широком смысле – это отношение к себе
и своему миру, переживание своего бытия (включая ощущение себя
собой)… Сознавание собственного бытия происходит на уровне
понимания себя
Ролло Мэй

Самоутверждение, мужество

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ

Самоутверждение невозможно без музества, точно также и мужество невозможно представить себе без самоутверждения. Так, человек не может утвердить себя, не проявив мужество. Также и мужество проявляется не просто так: оно всегда - ради того, чтобы человек мог утвердить себя.

Самоутврерждением можно считать отстаивание и продвижение собственных ИНТЕРЕСОВ, направленных на реализацию важных личных задач.

Это могут быть  задачи чисто биологического свойства: выжить, сохранить и укрепить здоровье, принести потомство и поставить его „на крыло“. Эти задачи соствляют ядро базовых (физиологических) ПОТРЕБНОСТЕЙ, о которых говорит Абрахам Маслоу.

„Самоутверждение предполагает приятие нужды, тягот, ненадежности, страдания, возможного разрушения, - пишет Пауль Тиллих, - Без такого самоутверждения невозможно ни сохранить, ни приумножить жизнь“.

Потредности более высокого уровня требуют от человека другив форм самоутверждения. Здесь речь идет уже о позиционировании себя, чтобы реализовать, например, ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ, ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ или ПОТРЕНОСТЬ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ.

Самоутверждение проявляется и в удовлетворении своей ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ в рамках ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ.


МУЖЕСТВО

Согласно Паулю Тиллиху, „мужество - это готовность принять на себя отрицания, о которых предупреждает страх, во имя более полного самоутверждения“. Именно благодаря мужеству, заявляет Тиллих, „существо способно утверждать себя вопреки тем опасностям, о которых предупреждают страх“.

Здесь я хочу привести высказывание Тиллиха о соотношении СТРАХА И МУЖЕСТВА:

„Стремление к надежности, совершенству и уверенности ... есть биологическая необходимость. Однако это влечение становится биологически разрушительным, если человек не идет на риск ненадежности, несовершенства и неуверенности. И наоборот, риск, имеющий реалистическое основание в человеке и его мире, биологически необходим, в то время как без такого основания он ведет к саморазрушению.

Следовательно, жизнь включает в себя страх и мужество в качестве элементов жизненного процесса, находящихся в состоянии подвижного, но в сущности устойчивого равновесия. До тех пор пока жизнь обладает таким равновесием, она способна сопротивляться небытию. Неуравновешенный страх и неуравновешенное мужество разрушают жизнь, сохранение и приумножение которой есть цель равновесия между страхом и мужеством“.

Мужество никогда не бывает просто так, оно всегда - ради чего-то, во имя чего-то. Если бы не было этого “ЧЕГО-ТО”, то и сидело бы себе существо под кустиком или под листочком, не высовываясь – но и не выполняя своего ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ, в конце концов и не оставляя себе шансов на выживание или продолжение рода. Ведь и пища, и любовь – они всегда где-то там, куда надо дойти, доползти, пробиться.

А на этих путях, ведущих к реализации предназначения, к самоутверждению – всегда опасности, всегда неопределенность. Оттого и сердечко екает, полное страха. Поэтому и не обойтись человеку без мужества, преодолевающего страх.

Благодаря мужеству человек смело встречает превратности СУДЬБЫ и неизбежность СМЕРТИ. Самоутверждение в этом направлении есть путь к РОСТУ, РАЗВИТИЮ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ.

Пауль Тиллих заявляет: „мужество становится возможным лишь потому, что для бытия характерно самоутверждение вопреки небытию“. Мужество, согласно Паулю Тиллиху, соучаствует в самоутверждении бытия как такового, которое преобладает над небытием, над конечностью, над смертью. Мужество – это бытие, которое „утверждает себя вопреки небытию“.

Такое мужество, которое всегда подразумевает риск, ибо живому существу всегда угрожает небытие, Пауль Тиллих назвал „мужеством быть“: „это акт, который совершает индивидуальное Я, принимая тревогу небытия на себя и утверждая себя либо как часть всеохватывающего целого, либо как индивидуальность“.

Однако, предупреждает Тиллих, „ни самоутверждение в качестве части, ни самоутверждение в качестве самого себя не выводят человека за пределы многообразной тревоги небытия“. Это означает, что человеку необходимо мужество всегда и при любых обстоятельствах. Правда, осознанность и доля мужества могут разниться от ситуации к ситуации.


МУЖЕСТВО И СИТУАЦИЯ

Мужество не является неким абстрактным понятиен. Оно всегда привязано к поступку в конкретной ситуации.

Ситуация человека означает моментальный срез всех внутренних и внешних обстоятельств, включая РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, препятствия, спсобности и желания человека, его опасения и страхи. В общем, все, с чем сталкивается человек ежемоментно в ФОКУСЕ БЫТИЯ составляет его МАТРИЦУ СУДЬБЫ – те самые РАМКИ СВОБОДЫ человека, нутри которых он свободен, но сломать которые или переступить через которые он не в состоянии.

И в этой ситуации – в этих рамках – человеку требуется музество, чтобы решиться на что-то и совершить поступок, выбрав из имеющихся возможностей или отказавшись от выбора. Мужество требуется для преодоления препятствий, для борьбы с опасностями или для умелого маневрирования и уклонения от них.

Мы знаем уже, что реальность человека представляет собой смесь его ВНЕШНЕГО МИРА и ВНУТРЕННЕГО МИРА, однако все же следует различать реальную и воображаемую ситуации. Но не стоит думать, что между реальной и воображаемой ситуацией проходит столь жирная и непроходимая граница.

Реальная ситуация представляет собой уже рассмотренную МАТРИЦУ СУДЬБЫ с реальными опасностями и препятствиями, которые могут вызывать СТРАХ. На преодоление этого страха и направлено мужество.

Воображаемая ситуация представляет собой сфантазированные обстоятельства, что порождает опасения и иррациональные страхи (страхи не перед реальными объектами, а перед тем, что могло бы быть). Однако я не хочу сказать, что человек специально сидит и выдумывает себе проблемные ситуации. Все мы люди, и каждому из нас свойственно додумывать и представлять себе будущее.

ТРЕВОГА в текущей ситуации является следствием неопределенности. Так, опасения, что реальные препятствия и опасности могут сказаться на будущем человека, на реализации его планов, вполне могут вызвать негативные ОЖИДАНИЯ и ТРЕВОГУ ОЖИДАНИЯ.

Хочу подчеркнуть, что тревога ожидания - это не самостоятельный вид тревоги, так как содержанием ее могут быть ожидания, связанные с различными видами БАЗАЛЬНОЙ ТРЕВОГИ (являющейся следствием осознаия человеком свойств бытия в каждой конкретной ситуации и их влияния на человека, на его будущее, на реализацию его планов) или ВТОРИЧНОЙ ТРЕВОГИ (связанной со сломом защитных стратегий, которые человек использует для совладания с базальной тревогой).

Хотелось бы особо отметить, что в обхождении даже с трудными ситуациями человек может положиться и на свои опыт и умения, и на свою СОВЕСТЬ, - по сузи, на то, что он в состоянии найти оптимальное и соответствующее его ЦЕННОСТЯМ решение, опираясь на РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ момента, которые он получает в ФОКУСЕ своего БЫТИЯ. Испытывая ДОВЕРИЕ к самому себе, человек обретает мужество и берет СУДЬБУ в свои руки.