quote Посредством рефлексии и всего, что сопряжено с нею, в человеке из тех же самых
элементов наслаждения и страдания, которые общи ему и животному, развивается
такой подъем ощущения своего счастия и несчастия, который может повести
к моментальному, иногда даже смертельному восторгу или также
к отчаянному самоубийству
Артур Шопенгауэр

Как человек ощущает себя в своем мире?

Итак, я думаю, мне удалось показать, что мир человека – это нечто разнородное. Отказ от понимания мира как чего-то единого, унитарного, принятие его множественности и дискретности позволяет нам лучше адаптироваться к проблемным сферам своего существования. Ведь именно точечное решение проблемы (там где она реально имеется) дает нам возможность эффективного и уверенного проживания своего бытия. Ведь решить можно лишь конкретную проблему в конкретном своем мире и достичь можно лишь достижимое в пределах своего мира (точнее, в пределах конкретного "малого" мира).

Мир перестает быть таким огромным и пугающим, если мы сменим перспективу нашего взгляда на него, если мы обратим внимание на его детали и составляющие. Если мы не будем смотреть на огромную гору, которую нам предстоит покорить, в страхе и отчаянии задрав голову и рискуя завалиться навзничь, а посмотрим перед собой и под ноги – на ту тропинку, по которой мы хотим идти, - то путь наш станет легче и приятнее. Тогда мы сможем наслаждаться и каждым шагом, и достижением намеченных рубежей, да, ко всему еще, и сменой пейзажей по дороге, испытывая РАДОСТЬ.

Такой подход предоставляет человеку возможность эффективного ВОЛЕВОГО действия в каждой конкретной СИТУАЦИИ (об этом в одной из следующих статей) и дарит ему ощущение СЧАСТЬЯ, даже если в конкретный момент времени он сталкивается с проблемами и трудностями.

***

Если в одном из своих миров (скажем, отношения с матерью) ребенок себя чувствует уютно и уверенно, то в другом (даже если он лишь в двух шагах от него, скажем, отношения с отцом) может царить совершенно противоположная атмосфера. Но мир большой семьи ребенка от этого будет нести на себе печать и того, и другого мира. И, в немалой степени, именно от особенностей психики ребенка будет зависеть восприятие им этого мира (больше хороший или больше плохой?) – по типу “стакан наполовину пуст или наполовину полон”.

Здесь (в восприятии и сознавании человеком своего мира) мы сталкиваемся с взаимодействием внешнего и внутреннего миров.

Переживание дискомфорта, тревоги или угрозы в том или ином своем мире мозет заставить цехловек искать спасения или укрытия в другом. Так, неприятности на работе могут легче переживаться, если человек находит тепло и поддержку в семье.

Или наоборот, от скандалов в семье человек убегает в мир своих друзей, хобби или работы. Или тревожные ОЖИДАНИЯ от неожиданных и нежелательных перемен или своей собственной активности (например, ТРЕВОГА НОВОГО или ТРЕВОГА ОТВЕТСТВЕННОСТИ) могут заставить человека отказаться от принятия решений и укрываться в уютном мире привычного быта.

Или угроза реализации себя во внешнем мире, что часто бывает с детьми, родители которых грубы или жестоки (подвергают ребенка наказаниям) или, как ни странно, слишком заботливы (пытаются уберечь ребенка от неприятных неожиданностей) “бросает” ребенка в его ВНУТРЕННИЙ МИР. Он погружается в бесплотные и бесплодные ФАНТАЗИИ или решает поддерживать требования и запросы своего ИДЕАЛЬНОГО Я.

Сознавание своей ИЗОЛИРОВАННОСТИ, неприкаяннояти и отчужденности в своем мире (или в любом из своих миров) сталкивает человека с проблемой ОДИНОЧЕСТВА.