quote Человек постоянно стоит перед судом, судья на котором – он сам. Данная
ситуация вызывает тревогу (в относительных терминах тревогу вины,
в абсолютных – тревогу самоотвергания, самоосуждения),
которая выливается в отчаяние
Пауль Тиллих

Многослойность отношений

"И сказал Господь Бог:
не хорошо быть человеку одному"
Бытие, глава 2

Каждый человек стремится совладать с тревогой, прибегая к ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМ РЕШЕНИЯМ (в том числе и к ОТНОШЕНИЯМ). Важно всегда иметь в виду, что бытие человека, как существа социального, возможно только своместно с другими людьми. "Не может существовать человек, который был бы человеком сам по себе, просто как отдельный индивид", - пишет Карл Ясперс, подчеркивая, что человеческое бытие – это всегда "бытие с другими". Иными словами, любое фундаментальное решение замыкается, в конечном счете, на межчеловеческие отношения.

В отношениях с другим человек пытается реализовать и свои СМЫСЛЫ, и свои СТРЕМЛЕНИЯ, он стремится оправдать свои ОЖИДАНИЯ, добиться ЖЕЛАЕМОГО. Иными словами, человек всегда "использует" другого человека.

Спешу предупредить, что слово "использует" в данном контексте я предлагаю рассматривать нейтрально. Конечно, очень часто мы имеем дело с попытками добиться своего за счет другого человека, что, в частности, ярко проявляется в МАНИПУЛИРОВАНИИ. Но даже абсолютно бескорыстный человек нуждается в другом, чтобы проявить свое бескорыстие. Таким образом, использование людьми друг друга - это универсальный факт, ведь и отдельная личность, и человечество в целом развиваются именно благодаря тому, что люди взаимодействуют "держа и вздымая друг друга".

Каждый человек решает свою индивидуальную задачу (будь это задача текущего момента или задача его личностного роста и актуализации его потенциалов). Так вот, без других людей решение этих задач просто невозможно. Именно с этой позиции я и прошу вас рассматривать понятие "использовать" - но, повторюсь, лишь исключительно (!!!) в контексте данного раздела.

В своих взаимоотношениях люди как бы „покупают“ друг друга – точнее те стороны или свойства друг друга, которые нужны им для решения задачи конкретного момента или данного отрезка жизни, а чсто - для задела на будущее или для „заглаживания“ ран или исправления (искупления) ошибок прошлого. Ценой такой „покупки“ бует то, что вместе с „нужным товаром“ (тем самым желательным и необходимам для решения задачи свойством) человек получсет и все остальное, что присуще (сопутствует) данному „товару“ (другому человеку). Сюда относится вся его история и его связи (отношения с другими людьми), все его дефициты и проблемы, все его страхи и ожидания, все его привычки и черты характера, все его мотивы, интересы и намерения, все его осознанные и неосознанные импульсы, чувства и мысли – в общем, все, что представляет собой данный человек.

Точно также и другой человек получет такой же набор желательных и не очень, неприятных или даже опасных для него свойств, если он „подписывает“ договор о „продаже себя“ и о „покупке другого“ (или, скорее, речь стоит вести о некоем натуральном обмене).

Разнобой стремлений и недостаточная конгруэнтность в ожиданиях друг от друга, в готовности или возможности отвечать ожиданиям другого или удовлетворять его желания, несоответствие ценностных ориентаций и смысловых установок и масса других факторов делают отношения между людьми столь сложными и порой непонятными и запутанными.

***

Позволю себе сравнить отношения со слоеным пирогом. Каждый участник отношений вступает в них, чтобы отведать той или иной начинки (хотя он не всегда до конца осознает, а что же ему надо). Вместе с желаемой начинкой он получает и остальные слои пирога. О некоторых из них он и не предполагал, другие поначалу не замечал, до третьих ему как не было, так и нет дела. Однако некоторые начинки могут вносить неприятный или отталкивающий оттенок во вкус пирога. Тут и начинаются неприятные моменты и сомнения в том, стоит ли продолжать вкушать этот пирог или лучше перейти к следующему. Не стоит забывать, что для другого и сам человек является таким же слоеным пирогом - и другой всегда переживает нечто подобное описанному в процессе "поедания" пирога отношений.

В следующих материалах этого раздела мы постараемся разобраться со "слоеным пирогом" межчеловеческих отношений, рассмотрев отношения как взаимодействие людей в области фундаментальных решений проблемы тревоги.