quote Мы живём, ожидая, что когда-то наступит жизнь, а потом оказывается,
что мы не ждали – а жили…
Сахновский, "Насусшные нужды умерших"

Межчеловеческие отношения и фундаментальное решение через отношения

Отношения являются одним из ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ проблемы тревоги. Поэтому стратегии и отдельные приемы этого решения будут проявлять себя и в самих межчеловеческих отноешниях.

Самое важное место в жизни человека занимает, пожалуй, то, что принято называть ЛЮБОВЬЮ. Сюда относится весь спектр "любовей" - от ДЕФИЦИТАРНОЙ ЛЮБВИ (при которой человек пытается получить от другого то, что он недополучил в глубоком детстве и недостаток чего гнетет его и по сей день) до ЛЮБВИ БЫТИЙНОЙ (когда человек относится к другому человека “как к самому себе”).

Хочу лишний раз напомнить, что значение, которое каждый человек вкладывает в понятие „любовь“ может радикально отличаться от человека к человеку или даже у одного и того же человека от ситуации к ситуации. Причиной тому – то, что я называю МНОГОФАСЕТОЧНОСТЬЮ СЛОВА.

Гипертрофированное  значение любви может существенно суживать сознание человека, нацеливая его на ЗАВОЕВАНИЕ ЛЮБВИ, что становиться для него неким СУРРОГАТОМ СМЫСЛА.

Важная часть любви, сексуальные отношения, также могут играть роль от важнейшего цементирующего и притягивающего фактора до "товара" или разменной монеты, становясь способом МАНИПУЛИРОВАНИЯ или инструментом шантажа. Таков КОМПУЛЬСИВНЫЙ СЕКС или секс в обмен на блага.

Сексуальные ФАНТАЗИИ, сексуальная депривация (лишение фозможности сексуальных контактов) или угроза ее, фантазии о том, что партнер принадлежит или может принадлежать (отаваться) другому могут полностью затуманивать сознание человека. При этом поведение, направленное на устранение дефицитов в сфере сексуального, на сохранение партнера, на его удержание может быть весьма изощренным, а порой жестоким.

Одними из самых распространенных (можно сказать, массовых)  способов решебия проблем тревоги, осуществляемой в МОДУСЕ ОБЛАДАНИЯ, можно назвать МАНИПУЛЯТИВНОСТЬ (когда другие люди  воспринимаются как вещи) и КОНФОРМИЗМ (проявляющийся подстраиванием под других людей - вплоть до „растворения“ в массе, толпе).

Важной и весьма распространенной проблемой отношений является "двойная бухгалтерия". Это, в первую очередь, ситуация, когда один или оба партнера имеют отношения на стороне, флиртуют в соцсетях или с сослуживцами. Конечно, серьезные связи вне данных отношений могут существенно нарушать их гармонию. В любом случае они будут подрывать ДОВЕРИТЕЛЬНОСТЬ и открытость отношений.

Но и даже самые невинные связи (пусть лишь виртуальные) составляют второе дно человеческй жизни, становятся его сокровенной тайной и фигурой умолчания. А, как известно, если в общении (в КОММУНИКАЦИИ) некоторые темы замалчиваются или обходятся стороной, то это очень вредит отношениям в целом.

Отношения могут проявлять себя нередко как игра. „Так уж устроена жизнь, что не часто нам выпадают мгновения подлинной близости, к тому же человеческая психика не выдерживает огромного напряжения, связанного с некоторыми формами близости; поэтому, по большей части, жить в обществе значит играть в ИГРЫ“, пишет Эрик Берн.

ЭКОНОМИКА ОТНОШЕНИЙ“ предтставляет собой такую рыночную игру – но лишь отчасти. Но в осознанной торговле или обмене “товарами” многое  скрывается партнерами друг от друга, чтобы получить преимущество. А в межчеловеческих отношениях все гораздо сложнее. У каждого из участников в душе имеются эдва ли не бездонные „черные ящики“, в которых содержится огромный массив скрытого и непонятного не только для другого, но и для самого человека. Там скрываются бездны БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, оказывающего влияние на формирование мотивов поведения и на отношения с другими людьми.

Отношения между людьмы невозможны без КОММУНИКАЦИИ. При этом общение также может осуществляться как в МОДУСЕ ОБЛАДАНИЯ, так и в МОДУСЕ БЫТИЯ.

При общении в модусе обладания человек пытается сохранить или завоевать то, что он считает своим или чем он хочет обладать. Такое общение подобно общению на рынке. Каждый из участноков старается скрыть от другого то, что может дать другому преимущество. Человек боится стать уязвимым и проиграть „торг“.

Отсюда неискренность, притворство (см. МНОГОЛИКАЯ КОММУНИКАЦИЯ), попытка продвинуть свои интересы в "товарном обмене", хитрость, ложь, нежелание открытости и попытка сокрытия неблаговидных МОТИВОВ и НАМЕРЕНИЙ. Такое общение можно назвать МАНИПУЛЯТИВНЫМ – это общение по типу „Я" и "ОНО", когда собеседник воспринимается не как личность, а лишь как вещь, как инструмент для достижения неких целей (чаще всего скрываемых от другого, как впрочем, и не всегда осознаваемых самим человеком).

Но если в осознанном „торге“ человек старается не ударить в грязь лицом, не выдать свои дурные стороны и коварные планы, то в каждодневном общении все, что сидит в глубинах его психики, выходит рано или поздно в той или иной степени наружу, что может помочь понять сущность человека. Артур Шопенгауер отмечает по этому поводу следующее:

„В важных делах люди держатся настороже, а в мелочах, не долго думая, следуют указаниям  своей натуры. Потому-то так и верно изречение Сенеки: "Argumenta morum ex minimis quoque licet capere" - "Свидетельства нравов можно получить из малых признаков". Кто  пропускает без внимания мелкие характеристические черты человека, тот должен винить себя, если ему придется к собственному вреду познать его характер по крупным. На основании того же соображения, даже по  поводу мелочей, обнаруживающих злобный, или скверный, или пошлый характер, следует тотчас же прерывать всякие отношения и с так называемыми добрыми друзьями, дабы тем предотвратить их крупные скверные поступки, которые  ждут только удобного случая, чтобы  обнаружиться. Всегда следует помнить: лучше одному, чем среди изменников“.

При ОБЩЕНИИ В МОДУСЕ БЫТИЯ человек видит в другом такую же личность, как и он сам. Общается он, при этом, открыто, не боясь оказаться уязвимым, не стараясь лукавить и обманывать своего собеседника, пытаясь максимально ПОНЯТЬ его. Общение такое есть общение между „Я“ и „ТЫ“, то есть ДИАЛОГ.