quote Посредством рефлексии и всего, что сопряжено с нею, в человеке из тех же самых
элементов наслаждения и страдания, которые общи ему и животному, развивается
такой подъем ощущения своего счастия и несчастия, который может повести
к моментальному, иногда даже смертельному восторгу или также
к отчаянному самоубийству
Артур Шопенгауэр

"Здоровое" сомнение и тревога сомнения

Человеку свойственно стремиться к гармонизации своей ВНУТРЕННЕЙ РЕАЛЬНОСТИ и собственного положения в СВОЕМ МИРЕ. Эта гармония зависит от множества факторов, которые могут быть плодом реализации ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ. Результатом такой гармонии является ощущение ДОВЕРИЯ, испытываемое человеком и по отношению к самому себе, и по отношению к своему миру.

Важно понимать, что такая гармония крайне динамична, поэтому она никогда не бывает устойчивой. Она никогда не бывает и достижимой - человек может лишь стремиться к ней и верить в то, что он ее достиг.

Я хочу подчеркнуть, что ощущение более или менее приемлемой для человека гармонии достигается за счет системы различных противовесов, которые человек использует для того, чтобы совладать с той или иной тревогой. Так, человек может страдать от тревоги за будущее, которая может компенсироваться принятием неких идей, вдохновляющих человека и помогающих ему переносить тяготы его жизни, придавая ей особый СМЫСЛ.

Человек, таким образом, рисует себе мир, в котором его проблемы являются побочным и не самым важным аспектом его бытия. Получается, что такая гармония есть лишь некая КАРТИНА МИРА, которая воспринимается человеком в достаточной степени для него гармоничной.

Человек склонен к тому, чтобы абсолютизировать свое восприятие мира, то есть к тому, что он возводит в ранг ИСТИНЫ, то, что он знает или "ПОНИМАЕТ". Но, как подчеркивает Гоббс, "никакое рассуждение не может закончиться абсолютным знанием". Отсюда и берет начало "цепь чередующихся мнений в вопросе истины или ЛЖИ", которую Гоббс и называет сомнением.

При этом стоит иметь в виду, что речь не обязательно идет о лжи преднамеренной. Речь идет о том, что человек начинает осознавать, что его знание о мире и о себе, его "истина" не есть никакая не истина, а лишь некий кусочек истины, а то и вовсе заблуждение, то есть непреднамеренная ложь самому себе. Сомнение, таким образом, есть вызов, который человек бросает самому себе (хотя, нередко, изначало на бессознательном уровне). Это взывание к человеку, призыв не останавливаться в своем ПОСТИЖЕНИИ мира, не давать его знаниям о мире застывать в ДОГМЫ.

Сомнение ставит под вопрос то или иное УБЕЖДЕНИЕ человека, которое представляет собой принятие некой истины. Ведь сомнение, как утверждает Ильин, "отражает отсутствие убежденности в истинности чего бы то ни было". Сомнение в этом смысле есть проявление ответственности и честности человека перед самим собой, побуждая его к продолжению поисков истины и к неостановимому и радостному познаванию мира и себя в нем. Таково здоровое сомнение.

Однако нередко вместо переживания радости человек начинает мучиться тревогой сомнения, отражающей растерянность человека перед "разрушением" привычной гармонии его бытия и перед размыванием его КАРТИНЫ МИРА.


***


В сдедующей статье мы поговорим о СОМНЕНИЯХ В СФЕРЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ.