quote Посредством рефлексии и всего, что сопряжено с нею, в человеке из тех же самых
элементов наслаждения и страдания, которые общи ему и животному, развивается
такой подъем ощущения своего счастия и несчастия, который может повести
к моментальному, иногда даже смертельному восторгу или также
к отчаянному самоубийству
Артур Шопенгауэр

Основы и предпосылки творческого процесса

Творчество есть, по большому счету, противоположность КОНФОРМИЗМУ, при котором кажется „опасным“ быть оригинальным, не таким, как все. Конформизм душит творческое начало в любой сфере человеческой жизни, которое требует открытости, радости познания и готовности к открытиям. Поэтому рассмотрим ниже внутренние условия созидательного творчества.


ОТКРЫТОСТЬ ОПЫТУ

Творческий акт Карл Роджерс считает естественным поведением организма, которое обычно проявляется тогда, „когда организм открыт всему своему внутреннему и внешнему опыту и когда он волен устанавливать гибкие отношения всех видов“. При этом организм выбирает из множества возможностей ту, „которая наиболее точно удовлетворяет внутреннюю потребность, или ту, которая устанавливает более эффективные отношения с окружающим миром, или же другую, которая открывает более простой и удовлетворяющий индивида способ восприятия жизни“.

Открытость опыту означает:

"отсутствие ригидности и проницаемость границ понятий, убеждений, образов и гипотез.

ТЕРПИМОСТЬ к неоднозначности там, где она есть.

способность принимать массу противоречивой информации, не отвергая при этом всю ситуацию.

Полная открытость сознанию того, что существует в данный момент, независимо от того, берет ли этот стимул начало в окружающем мире, воздействуя формой, цветом или звуком на чувствительные нервы, или же он идет от внутренних органов, или это след памяти в центральной нервной системе".

Это противоположно психологической защите, считает Роджерс: "Защита структуры своего "Я" препятствует осознанию некоторого опыта, или же он сознается в искаженном виде".

При открытости опыту человек, согласно Роджерсу, "вместо отнесения стимула к заранее заданным категориям, сознает определенный момент бытия в настоящем таким, каков он есть. Таким образом, он может воспринимать огромный опыт, не совпадающий с обычным“.

Это все прямо противоположно той ригидной форме восприятия мира, которую Абрахам Маслоу описал под названием „РУБРИФИКАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ“.

Далее Роджерс подчеркивает важность открытости всем сторонам опыта, а не какой-либо одной из них (в ущерб остальным):

„Чем более индивид склонен к чувственному сознаванию всех сторон своего опыта, тем в большей степени мы можем быть уверены, что его творчество будет созидательным для отдельного человека и общества. Если существует открытость одной стороне опыта, творчество возможно, если существует открытость только одной стороне опыта, результат такого творчества может быть разрушительным по отношению к людям и обществу (тиран любого масштаба)“.

Как мы уже не раз говорили, тиран может быть весьма креативным в своем стремлении удержать власть и удовлетворить требования своей гордыни.


ВНУТРЕННИЙ ЛОКУС ОЦЕНИВАНИЯ

„Возможно, самое главное условие творчества состоит в том, что местонахождение (или локус) источника ОЦЕНКИ находится внутри индивида, - уверен Роджерс, - Для творческого человека ценность его произведения зависит не от похвалы или критики других, а устанавливается им самим. Удовлетворяет ли меня то, что я создал? Выражает ли это какую-то часть меня – моих чувств и мыслей, моей боли, моего восторга? Вот единственные вопросы, которые по-настоящему что-то значат для творческого человека или для любого человека, когда он занят творчеством.

Это не означает, что он пренебрегает мнением других или не желает его понять. Это просто означает, что основание для оценки находится внутри него, в реакции его собственного организма, в его собственном восприятии произведения. Если человек "чувствует", что тем самым он "воплощает себя в жизнь", что это осуществление его ранее непроявленных возможностей, то его произведение представляет собой творческий продукт, и никакая внешняя оценка не может повлиять на этот очевидный факт“.


НАДЕЖДА И ДОВЕРИЕ

Причинно-следственные связи (последовательные, крепкие, внутренне синергичные человеку) мощно связывают времена (прошлое и будущее) и создают в настоящем прочную основу, на которой осуществляется вся деятельность человека. Так проявляет себя НАДЕЖДА. Она дает ему уверенность в дне завтрашнем и наделяет его в текущем моменте силами и МУЖЕСТВОМ для исследования и преобразования РЕАЛЬНОСТИ.

Человек как бы выпадает из хода времени, живя в своем „здесь и сейчас“ так, будто нет ни смерти, ни каких бы то ни было еще опасений.

Своим творческим актом человек совершает в ФОКУСЕ БЫТИЯ действие, которое, опираясь на его предшествующий опыт и на результаты действий в прошлом, устремляют его к будущим целям, к реализации ОБРАЗА БУДУЩЕГО. Надежда придает человеку некую (часто неосознаваемую) уверенность - что все получится, что он достигнет того, что он хочет - то есть его МОТИВЫ реализуются, а МЕЧТЫ получат желаемое воплощение.

Стоит подчеркнуть, что мотивы и желания в творчестве - как и в ОТНОШЕНИЯХ - весьма многослойны, многие из них не осознаются. Здесь могут присутствоватьмотивы тщеславные, скаредные, вполне низменные, но плод творчества может быть чист, если НАМЕРЕНИЕ не делает акт творчества орудием ЗЛА.

ДОВЕРИЕ миру, себе и другим также придает акту творчества свободу и непосредственность. Человек при этом творит без оглядки на опасности, которые могут грозить ему за его творчество.