quote Мы живём, ожидая, что когда-то наступит жизнь, а потом оказывается,
что мы не ждали – а жили…
Сахновский, "Насусшные нужды умерших"

Любовь как стремление к безопасности и стабильности

Абрахам Маслоу отнес ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ к числу ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ человека. Причем эта потребность стоит достаточно высоко в ИЕРАРХИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ, предшествуя потребностям в ПРИЗНАНИИ и САМОАКТУАЛИЗАЦИИ. "Люди добры, если только удовлетворяются их фундаментальные желания (привязанность и безопасность)... Дайте людям привязанность н безопасность, и они в свою очередь ответят привязанностью", пишет Маслоу.

Согласно Маслоу, для полноценного погружения человека в более высокую потребность необходимо удовлетворение потребностей более низкоо уровня. Одна из них (непосредственно предшествующая потребности в любви и единении) - это ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ.

Человек, страдающий от ТРЕВОГИ НЕОПРЕДЕЛННОСТИ, стремится найти успокоение в стабильных и "гарантирующих" безопасность отношениях (речь, конечно, илет об ОБЛАДАНИИ такими отношениями). Он рассматривает такие отношения как залог того, что БУДУЩЕЕ будет предсказуемым, а следовательно не будет таким пугающим. Человек стремится окружить себя "незыблемыми" СУЩНОСТЯМИ (конечно, незыблемыми лишь в его ФАНТАЗИЯХ), будь то статус семейного человека, совместные дети, стабильный доход партнера, его постоянное присутствие или другие "гарантии любви и верности" с его стороны.

Другим аспектом рассматриваемой здесь потребности в безопасности является более глубокая озабоченность человека сохранением собственной ИДЕНТИЧНОСТИ. Если важной составляющей этой идентичности является именно принадлежность к числу тех, кто состоят в отношениях (например, уже упомянутый статус семейного человека, принадлежность к определенной соцтальной группе благодаря с выбором партера), то человек будет использовать отношения в качестве средства борьбы с ТРЕВОГОЙ ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ.

Все рассмотренные варианты отношений являются проявлениями ЛЮБВИ ЗАВИСИМОЙ, потому что человек "не может" существовать (по крайней мере, не представляет себя) вне этих или, тем более, без этих отношений.

Все такие отношения строятся в МОДУСЕ ОБЛАДАНИЯ, поэтому к уже имеющимся тревогам прибавляется и ТРЕВОГА ПОТЕРИ, поскольку человек смутно ощущает тщету и зыбкость всего, что ему как бы принадлежит. Поэтому часто он старается всеми способами (вплоть до МАНИПУЛИРОВАНИЯ и даже прямого насилия) удержать то, что он имеет - с соответствующими негативными последствиями для отношений, вплоть до их полного краха. Мы имеем здесь дело с САМОРЕАЛИЗУЮЩИМСЯ ПРОРОЧЕСТВОМ.