quote Обретение чувства бытия v широком смысле – это отношение к себе
и своему миру, переживание своего бытия (включая ощущение себя
собой)… Сознавание собственного бытия происходит на уровне
понимания себя
Ролло Мэй

ЛИБИДО, ДОСТАТОК, САМООЦЕНКА

Попробуем для начала разобраться, насколько справедливо выражение “с милым рай и в шалаше”, которое цитируют постоянно как женщины, так и мужчины.

Любовь в шалаше – это чисто романтический образ. Он означает, что кроме сексуального партнера человеку не нужны никто и ничто. Но имеется как бы в виду, что любовникам не придется прилагать усилия для того чтобы пропитаться или обогреться, что их не будут терзать ни невзгоды, ни непогоды. То есть как бы само собой имеется в виду, что любовники из шалаша не будут испытавать нужды, а все их время будет посвящено наслаждениям и любовным утехам.

Но фантазиям о таком райском образе жизни практически не суждено реализоваться.

***

Сексуальные отношения в условиях подлинной нужды имеют в большинстве своем чисто физиологический характер. Иными словами, удовлетворение сексуальных потребностей осуществляется исключительно для разрядки. Нередко борьба за сушествование, поглощенность заботами о хлебе насущном забивает эротические компоненты подсознания, загоняют их вглубь. Как бы не до них…

Но, как только для расслабухи выпивается водка, каждодневные заботы  (какими бы большими они ни были), замутняются, теряют остроту, отступают. И наружу выходят позывы, не до которых было во время суеты и борьбы. Это либидо, направленное на доступные объекты. Нередко под влиянием дурманящих веществ человек теряет контроль и стремится превратить недоступные объекты в доступные. В ход пускаются уговоры, угрозы, насилие. Или же влияние этих веществ зашкаливает, и на смену пробудившемуся было либидо приходит наркотический сон. А пробуждение приносит отходняк с физическими страданиями и новый день с его обычными заботами.

Таким образом, бедность в большинстве случаев отрицательно сказывается на либидо и на эротических отношениях.

***

Я ни в коем случае не хочу умалять способность любить у людей, которые вынуждены постоянно бороться если не за выживание, то, по крайней мере, за стабильное существование на минимальном уровне (ниже мы рассмотрим случаи, являющимися исключениями из рассмотренного выше правила). Но я не хочу и идеализировать отношения любви у людей с большим достатком. Тут могут иметь место чисто потребительские отношения, по принципу “не все продается, но все покупается”.

Люди с очень большими деньгами могут быть склонны к эйфоричности, к существованию на грани гипоманиакальности. Им свойствен повышенный фон настроения, ощущение, что все им по плечу. У таких людей САМООЦЕНКА
чрезвычайно высокая, часто даже чрезмерно завышенная. Они получают огромное удовольствие от своих возможностей, даже от ощущения невозможности невозможностей (то есть ощущение почти божественного всемогущества). У таких людей либидо может сублимироваться – то есть трансформироваться в азарт некой особенной жизни, в корне отличной от жизни других (простых) людей. В азарт добывания денег, положений, знакомств, влияния, власти. В ряде случаев – в азарт известности и славы.


Сексуальные отношения приобретают оттенок изысканности: потребление изысканных партенров по типу потребления изысканных яств.Капризность (истерические черты) – стремление получить все, что хочется. Раздражительность связана с капризностью – если вдруг поперек что, перестает нравиться. А также в связи с неминуемыми заботами о положении, доходах, связях…


***

Люди среднего достатка могут компенсировать тревожность в сексуальных отношениях (особенно на стадии знакомства и поддержания отношений) с помощью атрибутов значимости, которые повышают САМООЦЕНКУ человека. Это могут быть автомобиль, жилье, позиция на работе, возможности, даруемые связями и знакомствами. Эти атрибуты превращаются в продолжение, в некую личину человека, способную придать ему уверенности (а чаще – иллюзии уверенности) в отношениях.

Но нередко, наоборот, он сам становится придатком своих атрибутов, даже их рабом, вынужденным изо дня в день обеспечивать их стабильность, забывая в заботах об этом о душевном покое. Либидо сексуальное скукоживается и забивается в угол, а его энергия переходит в азарт выковывания атрибутов для повышения самооценки.

Интересный момент стоит отметить, касающийся партнерских отношений, когда сами партнеры превращаются в атрибут значимости. Человек повышает свою самооценку за счет того, что его супруг (любовник) является объектом вожделения, восторга или поклонения для значимого окружения (будь то знакомые, коллеги, соседи).

***

Пресыщеность достатком, осознание того, что материальное благополучие – еще далеко не все, что оно не может являться смыслом жизни, способно побудить человека к поиску более глубоких смыслов – в отношениях, в самореализации. Либидо здесь ведет человека к подлинной любви – к любви не только к партнеру, но и к процессу восхождения человека к самому себе. И благодаря таким образом реализуемому либидо каждый день, каждое мгновение наполняются радостью.

В условиях обеспеченности жизненно необходимым, делающих ненужными заботы о выживании, либидо может расцвести И в шалаше, то есть человек, довольствуясь необходимым и отрешившись от погони за бОльшим и посвятить себя отношениям с любимым.

***

Либидо лишь тогда истинную любовь порождает, когда в человеке имеется внутренний стержень, покоящийся в комплексе подлинных ценнсотей, которыми руководствуется человек в своей жизни. Внутреннее благородство, которое характеризует МОРАЛьНУЮ ЛИЧНОСТь со зрелой СОВЕСТьЮ – это не продукт элитарного образования и уж, тем более, не непременное и исключительное свойство, присущее представителям элиты (под ней я имею в виду всего лишь богатых и находящихся при власти).

Внутреннее благородство – это продукт воспитания, но не дидактического вдалбливания, а воспитания собственным примером, продукт рукоположенности, под которой я понимаю передачу человеку ЦЕННОСТЕЙ и моральных устоев со стороны значимого другого.

Только такие люди способны на ДИАЛОГ с партнером. При этом во главу угла ставится не использование партнера для собственной утехи (в сексе ли или на потеху своей ГОРДЫНЕ) или для вскарабкивания с его помощью к более высокой самооценке или к выгодным позициям, не манипулирование им, но взаимный РОСТ и радостное переживание близости.