quote Человек не обладает сущностной природой: он обладает лишь возможностью
сделать из себя то, что захочет. Человек сам создает то, что он есть
Пауль Тиллих

Ритуалы как способ совладания с агрессивностью

„Когда нет понимания причинных взаимосвязей,
существу свойственно придерживаться линии поведения,
которая уже оказывалась безопасной и ведущей к цели“
Конрад Лоренц

Предотвращающие борьбу механизмы  поведения, основанные на ритуализованном переориентировании атаки, возникают у очень многих разных животных. Ритуалы, отличающиесйя ритмичностью и повторяемостью определенных действий, действуют как важнейшие стимулы к социальному поведению. Следование им вызывает положительные эмоции, а противоречие им - страх и тревогу (потому что, как пишет Конрад Лоренц, „с нонконформистом обращаются так же скверно, как с чужаком“).

Конрад Лоренц отмечает тройную функцию ритуала:

  • запрет борьбы между членами группы
  • удержание их вместе
  • отграничение их от других групп.


Первоначальное действие рутуального поведения - передача сообщений сородичам. Ритуалы делают возможным взаимопонимание сородичей. Тем самым уже может блокироваться агрессия. То есть, задача ритуала - перенаправление агрессии в безопасное русло и построение прочного союза, удерживающего вместе двух или более представителей одного вида. Самым распространенным ритуалом является приветствие. Приветствие произошло из жестов угрозы за счет переориентирования агрессии и  ритуализации.

Известны и более сложные ритуалы, носящие характер церемони. Конрад Лоренц подчеркивает, что полностью развитая церемония не только отличается "театральностью"  всего действия, но и тем обстоятельством, что оно с очевидностью  выполняется ради него самого. Обособившаяся церемония превращается в вожделенную самоцель, в потребность, как и любое другое инстинктивное действие. Вместе с тем она превращается и в прочные узы, соединяющие одного партнера с другим. Верность ритуалу зависит от теплоты чувств, которые он в нас вызывает. Она и придает ценность плодам культуры.

С помошью ритуалов члены группы, идентифицируя себя с другими членами группы, разделяющими приверженность тем же ритуалам и церемониям, отграничивают себя от других групп. Здесь таится угроза межгрупповой вражды (см. ТРЕВОГА ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ). Поэтому Конрад Лоренц заявляет, что „социальные нормы и ритуалы других культур, которым их представители хранят такую же верность, как мы своим, с тем же правом могут уважаться и считаться священными. Без ТЕРПИМОСТИ, вытекающей из этого осознания, человеку слишком легко увидеть воплощение зла в том, что для соседа является наивысшей святыней“.

Конрад Лоренц предупреждает в этой связи, что „как раз нерушимость социальных норм и ритуалов, в которой состоит их величайшая ЦЕННОСТЬ, может привести к самой ужасной из войн“.