Ритуалы как способ совладания с агрессивностью
„Когда нет понимания причинных взаимосвязей,
существу свойственно придерживаться линии поведения,
которая уже оказывалась безопасной и ведущей к цели“
Конрад Лоренц
Предотвращающие борьбу механизмы поведения, основанные на ритуализованном переориентировании атаки, возникают у очень многих разных животных. Ритуалы, отличающиейся ритмичностью и повторяемостью определенных действий, действуют как важнейшие стимулы к социальному поведению. Следование им вызывает положительные эмоции, а противоречие им - страх и тревогу (потому что, как пишет Конрад Лоренц, „с нонконформистом обращаются так же скверно, как с чужаком“).
Конрад Лоренц отмечает тройную функцию ритуала:
- запрет борьбы между членами группы
- удержание их вместе
- отграничение их от других групп.
Первоначальное действие ритуального поведения - передача сообщений сородичам. Ритуалы делают возможным взаимопонимание сородичей. Тем самым уже может блокироваться агрессия. То есть, задача ритуала - перенаправление агрессии в безопасное русло и построение прочного союза, удерживающего вместе двух или более представителей одного вида. Самым распространенным ритуалом является приветствие. Приветствие произошло из жестов угрозы за счет переориентирования агрессии и ритуализации.
Известны и более сложные ритуалы, носящие характер церемонии. Конрад Лоренц подчеркивает, что полностью развитая церемония не только отличается "театральностью" всего действия, но и тем обстоятельством, что оно с очевидностью выполняется ради него самого. Обособившаяся церемония превращается в вожделенную самоцель, в потребность, как и любое другое инстинктивное действие. Вместе с тем она превращается и в прочные узы, соединяющие одного партнера с другим. Верность ритуалу зависит от теплоты чувств, которые он в нас вызывает. Она и придает ценность плодам культуры.
С помощью ритуалов члены группы, идентифицируя себя с другими членами группы, разделяющими приверженность тем же ритуалам и церемониям, отграничивают себя от других групп. Здесь таится угроза межгрупповой вражды (см. ТРЕВОГА ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ). Поэтому Конрад Лоренц заявляет, что „социальные нормы и ритуалы других культур, которым их представители хранят такую же верность, как мы своим, с тем же правом могут уважаться и считаться священными. Без ТЕРПИМОСТИ, вытекающей из этого осознания, человеку слишком легко увидеть воплощение зла в том, что для соседа является наивысшей святыней“.
Конрад Лоренц предупреждает в этой связи, что „как раз нерушимость социальных норм и ритуалов, в которой состоит их величайшая ЦЕННОСТЬ, может привести к самой ужасной из войн“.