quote Посредством рефлексии и всего, что сопряжено с нею, в человеке из тех же самых
элементов наслаждения и страдания, которые общи ему и животному, развивается
такой подъем ощущения своего счастия и несчастия, который может повести
к моментальному, иногда даже смертельному восторгу или также
к отчаянному самоубийству
Артур Шопенгауэр

Коллектив

Человек, как социальное существо, не может в одиночку справиться со многими задачами, связанными как с элементарным выживанием, так и со СТАНОВЛЕНИЕМ личности. А современный уровень прогресса требует от людей коллективного участия и в производстве, и в научно-техническом развитии.

По этим причинам представляется крайне важным умение человека быть членом группы и эффективно участвовать в жизни и делах того или иного коллектива, что гарантирует получение определенной выгоды каждым из членов коллектива и коллективом в целом. При этом члены коллектива знают о том, что они их получают именно от действий коллектива. Таким образом, утверждает Джон Ролз, должное поведение членов коллектива при надлежащем исполнении их ролей в этом коллективе рассматривается как приносящее ПОЛЬЗУ каждому.

„Здесь явное намерение выполнять свои обязанности и обязательства рассматривается в качестве проявления доброй воли, и осознание этого приводит к ответному чувству дружбы и доверия, - пишет Джон Ролз, - Со временем эффект взаимности сказывается на усилении желания каждого выполнять свою роль“.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И МОРАЛЬ

Я хочу подчеркнуть, что под колективом стоит понимать любые группы людей, которые создаются для выполнения тех или иных функций, достижения тех или иных целей. Сюда можно отнести, например, семью, группы по интересам, объединения для игр, спортивные команды, трудовые коллективы, общественные организации и т. д. К коллективу можно также отнести и более широкие объединения людей, обозначаемые такими понятиями как НАРОД или нация.

Каждый из таких коллективов (объединений, ассоциаций, организаций, групп) - неважно, формальных, официальных (как предприятие, фирма, госдарственное ведомство, школа), так и неформальных - имеет не только внутреннюю структуру и иерархию ролей тех, кто в эту группу входит, но и более или менее сложную систему ПРАВИЛ и НОРМ. От каждого члена группы ожидается соответствие той роли, которую он в этой группе играет, то есть соблюдение как правил группы, так и норм ролевого поведения.

Беря на себя ту или иную роль, подчиняяся тем или иным групповым правилам и нормам, человек не только учится КОНФОРМНОСТИ (подстраивать свое поведение под коллектив), но и (часто бессознательно) учится быть более совершенным и искусным в исполнении взятой на себя роли (роль начальника, заводилы, тихони, усердного работника, мужа, сына и т.д. - в зависимости от группы и своей роли в ней). Предел совершенства той или иной роли можно назвать ИДЕАЛОМ. Подстраивая себя под группу и оттачивая свои черты под ролевые идеалы, человек может забыть о своем ПОДЛИННОМ Я ради "процветания" ИДЕАЛЬНОГО Я с его мощной груповой ИДЕНТИЧНОСТЬЮ.

Далее, каждая группа имеет свою историю с темными и светлыми временами, со своими поражениями и победами, со своими героями и изгоями со своим "светлым будущим". Эта история подобна мифам, которые на метафорическом и эмоциональном уровне цементируют единство членов группы вокруг групповых ИДЕАЛОВ.

Каждая группа имеет СМЫСЛ своего существования, который определяется ее долгосрочными (конечными) целями, видением некоего ОБРАЗА БУДУЩЕГО, ради которого группа и существует. Этот смысл и этот образ будущего могут становиться смыслом существования членов группы, которые ИДЕНТИФИЦИРУЮТ себя с целями группы.

Другая сторона смысла группы отражает то, ради чего люди в эту группу объединяются или в ней участвуют. Люди получают от объединения ощущение защищенности и уверенности, избавление от переживания различных видов тревоги, нередко повышение САМООЦЕНКИ и восполнение прочих своих дефицитов. Ради этого иные готовы отказаться от своей СВОБОДЫ и сложить с себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за поступки, которые совершаются от имени группы.

Наконец, каждая группа обладает определноой структурой ЦЕННОСТЕЙ, равняться на кторые и способствовать реализации которых должен каждый член группы. Ценности группы могут стоять на страже СПРАВЕДЛИВОСТИ и человеческого достоинства, а могут служить лишь узким ИНТЕРЕСАМ самой группы, то есть быть в ущерб аутсайдерам. Также и отношения внутри группы могут регулироваться БАЗОВЫМИ ЦЕННОСТЯМИ или же попирать ПРИНЦИПЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ в отношение тех или иных членов группы (то есть служить интересам лишь части группы, чаще тех, кто находится на ее вершине).

Важно иметь в виду, что внутри каждого коллектива могут образовываться свои группы и объединения людей, каждые из которых обладают своей организайионной культурой, подчас весьма отличной от культуры большой группы. Именно поэтому те, кто облечен ВЛАСТЬЮ в группах ТОТАЛИТАРНЫХ, стараются максимально ослабить возможность влияния таких подгрупп - и, тем самым, по максимуму взять каждого члена группы под свой КОНТРОЛЬ.


***


Итак, как мы уже отметили, приспосабливание человека к группе, носит название КОНФОРМИЗМА. Сам по себе конформизм не хорош и не плох. Он отражает лишь подгонку человека под требование коллектива – причем подгонку добровольную.

Польза такой подгонки очевидна в случае СВОБОДНОГО и ОТВЕТСТВЕННОГО участия человека в коллективном труде, в семейной жизни на основе ПРИНЦИПОВ СПРАВЕДЛИВОСТИ и БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ. Участие в таком коллективе (в такой ассоциации людей) служит ДОБРУ.

Джон Ролз пишет об этом следующее:

„Когда люди, вовлеченные в систему социальной кооперации, регулярно действуют с очевидным намерением поддерживать ее справедливые (или честные) правила, между ними постепенно развиваются узы дружбы и взаимного доверия, тем самым еще крепче привязывая их к ассоциации. Когда эти узы становятся крепкими, человек склонен испытывать ЧУВСТВО ВИНЫ (вины, относящейся к ассоциации), если он не выполняет своей роли“.

Если же человек „продает“ себя коллективу в обмен на свою свободу, если он ассоциирует себя с группой настолько, что его ИДЕНТИЧНОСТЬ деформируется и искажается, интегрируя ценности и нормы группы в самое свое ядро, если он, подчиняясь коллективу, сбрасывает с себя всякую ответственность за последствия своих поступков от имени коллектива, если эти поступки направлены на попирание принципов справедливости в отношение какого-либо человека или группы людей, то такой конформизм льет воду на мельницу ЗЛА.