quote Тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных
возможностей до того, как эта свобода будет материализована
Серен Кьеркегор

Власть и "народ"

Популисты от ВЛАСТИ постоянно апеллируют к народу, чтобы подтвердить свою легитимность. По их рассуждениям, если 80 и более процентов населения "одобряют и поддерживают" властителя, то он легитимен. Но власть лукавит. Эти проценты - сделанные. Я не хочу говорить, что результаты опросов непременно подтасованы. Вполне возможно, что именно столько людей действительно одобряют власть.

„Сделанность" этой массы соглашателей и одобрятелей состоит в том, что власть Манипулирует сознанием людей, которые в силу ряда обстоятельств поддаются на пропаганду и медийные технологии оболванивания, начиная искренне верить в исключительность своего тирана, в его незаменимость, в его доброту, мудрость и справедливость (хотя факты могут свидетельствовать об абсолютно обратном).

Иудейская религиозная традиция видит народ в качестве субъекта перед Богом.  Свойства такого субъекта - коллективная ответственность за грехи и за процветание народа. То есть каждый из людей, составляющих народ, несет ОТВЕТСТВЕННОСТЬ перед БУДУЩИМ и за будущее (и свое, и всего народа!!!). В таком понимании народ есть совокупность СВОБОДНЫХ и ответственных ЛИЧНОСТЕЙ.

Все другие варианты - это не народ в подобном смысле, а стадо, ТОЛПА. Поэтому я буду слово "народ", употребляемое в этом контексте, брать в кавычки.

Карл-Густав Юнг подчеркивает, что то, что называется нацией, базируется, в принципе, на низших животных инстинктах:

"Не всякий обладает достоинством, но всякий является носителем низших животных инстинктов, обладает внушаемостью пещерного человека, подозрительностью и злобностью дикаря. Вследствие этого многомиллионная нация являет собой нечто даже нечеловеческое. Это ящерица, или крокодил, или волк. Нравственность ее государственных деятелей не превышает уровня животноподобной нравственности масс, хотя отдельные деятели демократического государства в состоянии несколько приподняться над общим уровнем".

***


10% всего населения (примерно, может даже меньше) - это свободные и ответственные, в большей или меньшей степени САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИЕСЯ личности. Остальные 90% - то есть те, кто теперь (впрочем, и всегда в истории тоталитарных режимах) выступают "за" (или, по меньшей мере, не сильно против) своего правителя. Это ЛЮДИ ТОЛПЫ.

Геноцид лучших людей пронизывает всю историю человечества, но особенно массовый и изощренный геноцид имеет место при авторитарных или ТОТАЛИТАРНЫХ режимах. Мы видим это в России уже в течение почти ста последних лет. Ленин, Сталин, другие советские и постсоветские режимы в большей или меньшей степени прикладывали к этому руку.

Я предлагаю следующую классификацию геноцида (в зависимости от методов):

кровавый геноцид - уничтожение несогласных („официальные“ расстрелы и прочие казни, убийства с помощью киллеров, науськивание толпы)

гнобливый геноцид - унижение и выбивание достоинства с помощью репрессий и лагерей, чтобы подавить в несогласных или даже в просто им сочувствующих волю к протестам и критическим выступлениям (хотя лагерный геноцид унес и уносит, наверное, не меньше, а то и больше жизней, чем прямые убийства)

бескровный геноцид - когда несогласные или принуждаются к бегству из страны (либо это бегство не воспринимается как национальная трагедия и поощряется или не находит препятствий со стороны власти), или несогласные с помощью планок и мерок отстраняются от участия в ключевых решениях, когда они как бы „нейтрализуется“ путем сокращения возможностей их участия в жизни общества или их влияния на политические процессы. Постепенно место достойных и красивых духом людей занимают духовные карлики, а достойные оттесняются на периферию общественной жизни или покидают пределы своей горячо любимой, но такой несчастной родины.


***


Задача порядочного правителя, да и власти вообще (наряду с основными задачами по защите своих людей, обеспечению порядка и благополучия) - обеспечить всем людям возможность проявления человеческих качеств, то есть дать им возможность быть МОРАЛЬНЫМИ ЛИЧНОСТЯМИ, умеющими брать на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за себя, за страну и за будущее, поступающими на основе общечеловеческих ценностей.

Не желая никого обидеть, я все же утверждаю, что большинство населения (может быть, те самые 80-90%) не совсем уверены в себе, не всегда готовы брать на себя ответственность, чувствуют себя уютнее в предсказуемых ситуациях и под руководством тех, кого они считают более сильными и мудрыми.

Такие люди очень чувствительны к тому, что делают и говорят власть имущие. Они готовы "играть по правилам", установленным свыше. Поэтому власть ответственна за установление таких правил, таких РАМОК, которые (ограничивая беспредел и вседозволенность) помогали бы людям жить не только достойно, но и вести себя как люди (то есть на основе ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ). Если власть требует от людей такого поведения, то оно не замедлит проявиться.

Если нормой будет считаться терпимость и улыбка навстречу ближнему или дальнему, то от миллионов улыбок „станет всем светлей“. И пусть говорят злопыхатели, что, мол, улыбки эти неискренние, искусственные. Я отвечу им: и пусть. Зато нет проявлений (по меньшей мере, массовых) вопиющей ненависти, зато приятнее видеть улыбки, испытывать на себе вежливое убеждение, а не хамское отношение, обмениваться друг с другом приветствиями и благодарностями, а не хмурыми взглядами и руганью.

Конечно, слой такой вежливости весьма тонок (особенно на первых порах). Всегда существует риск, что при смене обстоятельств (особенно при угрозе ухудшения личной ситуации, особенно при угрозе жизни или при угрозе ближним) человек будет в первую очередь заботиться о собственном (или собственных ближних) спасении и выживании. Но вне таких экстремальных ситуаций взаимное приятие и терпимость, конечно будут становиться все более органичными и окрашивают жизнь людей в светлые и радостные тона.

Более глубокое и долгосрочное влияние на людей оказывают продвигаемые и поддерживаемые властью ЦЕННОСТИ. Процесс этот непростой долгий, зато интегрированные ценности существенно изменяют саму личность человека. Все его поведение начинает определяться этими ценностями, становясь как бы спонтанно направленным в сторону ДОБРА. Служение таким ценностям, отстаивание и утверждение их, наполняют жизнь людей СМЫСЛОМ.

Здоровая власть только выигрывает от того, что таких людей становится все больше и больше. Ведь эти люди могут быть и ресурсом власти, занимая определенные позиции и служа на благо своей страны, и конструктивным критиком власти, ее арбитром, не позволяя ей отклониться от своей главной задачи.


***


Нечистоплотная власть дает возможность людям (или, лучше сказать, поощряет людей) отыгрывать худшие качества, которые на данном этапе выгодны власти - нацеливаясь на "врагов". Принцип "разделяй и властвуй" работает не только в отношение чиновников, но и (может быть, даже в первую очередь) в отношение "народа".

Разделение на своих и чужих превращает людей в ТОЛПУ. "Толпа создается главным образом на базе противопоставления данной общности объекту недовольства, пишут А. и Р. Мокшанцевы, - Толпу делает общностью нередко именно то, что «против них»; в толпе противопоставление «мы» и «они» достигает социально значимой, нередко весьма опасной величины".

Власть дает возможность людям сбрасывать пар - накопившуюся НЕНАВИСТЬ выпускать наружу, канализируя на НЕТЕРПИМЫХ "врагов", которых предлагает им власть. Власть, тем не менее, не может допустить стихийного выражения "народом" ненависти, если только она не направлена против "официальных врагов" и не осуществляется по "молчаливому согласию" власти. Чаще, однако, власть дает отмашку на акции устрашения или возмездия (в основном - не напрямую, а по своим каналам, через посредников, через СМИ).

Подобная власть - выдающийся МАНИПУЛЯТОР. Она делает людей такими, которыми (или с помощью которых) ей удобно управлять или просто выживать (то есть оставаться при своем положении). Разделенный на "своих" и "врагов", народ дает власти править, как ей заблагорассудится, расчищая ей дорогу от инакомыслящих, от критиков и противников.

Если власть снижает планку для пороков (будь это уже упомянутая ненависть к другим людям или воровство из казны), а, тем более, если она „мягко“ поощряет это, то эти пороки проникают во все сферы жизни общества, становясь ее „нормой“. Так, коррупция может негласно поощряться, чтобы прикормить „верных“ и „своих“ людей, чтобы получить затем возможность держать ич на коротком поводке, чтобы можно было в случае чего пожурить их за это или наказать (иногда в пример другим „своим“ или для отрады публики). Такие „выкормыши“ (пока и насколько им власть дает такую возможность) творят ЗЛО напрямую, потому что действуют НАМЕРЕННО в своих ИНТЕРЕСАХ против интересов других людей.

Важно понимать, что власть почти никогда не скажет напрямую: „мочи врагов“. Но даже если и скажет, то постарается привести высокое обоснование этому. Враги власти – это те, кто мешает ей править “вечно”. Но почему они должны быть врагами народа? В объяснении этого и состоит задача пропаганды. Они враги, потому что мешают жить хорошо, потому что из-за них нет мира, нет достатка, нет еще массы важных вещей. На них власть может списать свое неумение или нежелание заниматься как раз мирным строительством, экономикой и т.д.. В современной россии такие враги кишат и внутри, и вне страны: “пятая колонна”, “иностранные агенты”, “несогласные”, “майдановцы”, “укропы”, “фашисты” (всевозможных национальностей – от украинских до турецких), “пиндосы”, “геи”, “гейропа”…

Люди, составляющие “народ”, нуждаются все же в самооправдании, в признании своей “хорошести”. Для этого власть изобрела несколько верных способов.

Во-первых, народу предлагают кумиров и героев из истории, которые ради ИДЕАЛОВ и блага народа шли на смерть или бесстрашно и безжалостно расправлялись с врагами и неверными. Подобный РОМАНТИЗМ становится ЭРЗАЦЕМ СМЫСЛА для миллионов людей, который служит их ВООДУШЕВЛЕНИЮ и объединению, когда они вольно или невольно равняются на таких кумиров. Герои из новейшей истории тоже помогают оправдать многие (при других обстоятельствах неблаговидные) поступки.

Другим мощным объединяющим началом служит ИДЕНТИЧНОСТЬ. Людям дают понять, что в них есть нечто особое, что делает их великими и исключительными, не такими, как "другие". Новейшая история России, увы, дарит массу примеров попыток создания такой идентичности, многие из которых, тоже увы, оказались весьма успешными. К их числу можно отнести идеи „русского мира“, сакральных скреп“ (от князя Владимира, до Херсонеса и даже Сирии), чудесный „генный код“, присущий русскому народу, его безграничное терпение и героические победы над фашистами всех мастей и национальностей, "крымнаш" и т.д..

Благодаря таким “скрепам” и эрзацам смысла люди не просто ненавидят врагов (а то и напрямую борются с ними – даже иногда и не по приказу, а по собственной воле), но и считают себя правыми и справедливыми, а не творящими зло или являющимися пособниками тех кто творит зло. Более того, в собственных глазах людей, благодаря такой обработке мозгов, зло принимает форму добра.


***


Причин того, почему власть берет курс на свою несменяемость, немало. Основные из них – жажда удовлетворению своей неуемной ГОРДЫНИ (для которой смертельным ударом может стать обычная сменяемость власти), стремление к решению неких сверхзадач (например, оккультно-мистического свойства, подобно Гитлеру с его поисками тибетских тайных знаний, или неких РОМАНТИЧЕСКИХ устремлений к УТОПИЧЕСКИМ целям), которые могут быть решены лишь при помощи абсолютной власти, и, наконец, страх правителя за собственную жизнь или свободу в случае прекращения его полномочий. Нередко мы имеем дело с совокупностью причин (см., например, „ТОПОГРАФИЯ ТРЕВОГИ ВЛАДИМИРА ПУТИНА“).

.