quote Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой
и составляет, по сути, человеческую жизнь. Биологическая судьба представляет
собой материал, который приобретает форму под воздействием свободного
человеческого духа, то есть под влиянием того, ради чего, с точки
зрения человека, он существует
Виктор Франкл

Самость - общие положения

„Тот, кто знает самого себя,
знает и Бога“.
Климент Александрийский

“Нужно отличать Я с его эгоистичностью
от личности.
Я есть первичная данность,
и оно может сделаться ненавистным…
Личность же есть качественное достижение”.
Николай Бердяев

„Чтобы имело смысл говорить о самоактуализации, должна существовать та самость, которая актуализируется. Человек – не табула раса, не кусок глины или пластилина. Он – нечто уже существующее, хотя бы как недостаточно оформившаяся структура“, - пишет Маслоу. При этом, сожалеет Маслоу, слово «самость» сбивает людей с толку, так как они (чисто лингвистически) склонны увязывать самость с эгоизмом.

Многие психологи и философы самостью называют аспект личности человека, который будучи неизменным и устойчивым, составляет сущность человека, ядро его тождественности. Мы, однако, стоим на полярно противоположной позиции, разделяя взгляды У.Джеймса, Адлера, Юнга, Маслоу, Хорни и Роджерса, утверждающих, что в основе стремления к самореализации лежит некая динамичная сила (назвать ее структурой - язык не поворачивыется, поскольку эта самая сила, то, что мы называем самостью - находится в процессе постоянного саморазвития, по сути, она и есть процесс).

Полноценное развитие человека, считает Маслоу, представляет собой развертывание задатков, заложенных в самость, под которой он понимает исконную внутреннюю инстинктообразную природу  человека. Эта его „сердцевина“ обладает как характеристиками, которые свойственны всему человеческому виду (согласно Маслоу, такими характеристиками являются базовые потребности, например, потребность в защищенности и любви), так и сугубо личностными характеристиками (например, темперамент, талант, наследственные предпосылки).

Маслоу называет эти в значительной степени наследственно детерминированные потенциальные возможности „сырым материалом“, который начинает превращаться в "я" лишь тогда, когда он сталкивается с внешним миром и начинает с ним взаимодействовать.

Эти задатки в значительной степени не осознаны человеком, однако их можно почувствовать, поскольку они дают о себе знать, требуя своего развития. Эти задатки могут развиваться, если внешние силы не препятствуют ич спонтанному раскрытию.