quote Если моё Я – это то, что я ЕСТЬ, а не то, что я ИМЕЮ, то никто не может
угрожать моей безопасности и идентичности
Эрих Фромм

Иметь (модус обладания и принадлежности)

„Инстинктивное влечение побуждает нас накапливать состояние,

а сделанные нами ранее приобретения

становятся в большей или меньшей степени

близкими частями нашей личности“.

Уильям Джеймс



„Чем больше индивид получает, тем большего ему хочется,

поэтому желание такого рода бесконечно

и никогда не может быть удовлетворено“.

Абрахам Маслоу





Обладание – это стремление к безопасности, дающее человеку, в конечном счете, лишь её иллюзию. Тенденция "ИМЕТЬ" в конечном счете черпает силу в биологическом факторе, в стремлении к самосохранению, пишет Фромм. Потребление, приобретательство, с одной стороны, ослабляет ощущение тревоги и беспокойства, поскольку то, чем человек обладает, не может быть (по его мнению) у него отобрано; но, с другой стороны, всякое потребление вскоре перестает приносить удовлетворение, и человек вынужден потреблять все больше и больше. „Современные потребители могут определять себя с помощью следующей формулы: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю“ (Э. Фромм).

Обладать можно не только чем-то материальным (будь то деньги или имущество). Человек может гордиться наличием у него различных свойств (красота, хитрость, остроумие, интеллект). Причем нередко это может и не быть реальное свойство, а только представление человека о себе (эго идеальное Я). В социальном плане стремление к обладанию может осуществляться в приобретении различных статусов, связей. Что касается отношений, то человек, ориентированный на обладание, склонен считать, что жена, любовница, друзья, дети являются его исключительной собственнотью. Человек может стремиться к приобретению знаний, становящихся часто самоцелью. Цель знания в модусе обладания, отмечает Фромм, – достоверность "абсолютной истины", с которой человек чувствует себя в безопасности (отсюда склонность к догматизму и фанатизму). Оптимальное знание по принципу обладания -- иметь больше знаний.

Познание на основе обладания Абрахам Маслоу называл дефицитарным, эгоистичным познанием, согласно которому мир состоит исключительно из того, что удовлетворяет наши потребности, и того, что разочаровывает нас. Остальные характеристики игнорируются или воспринимаются нечетко. Такое познание является, согласно Маслоу, основным средством выживания в этом мире даже для вполне зрелых личностей.

Эрих Фромм утверждает, что стремление к обладанию чем-либо связано с иллюзией постоянства и неразрушимости материи: "И хотя мне кажется, что я обладаю всем, на самом деле я не обладаю ничем, так как мое обладание, владение объектом и власть над ним -- всего лишь преходящий миг в процессе жизни. При ориентации на обладание нет живой связи между мной и тем, чем я владею. И объект моего обладания, и я превратились в вещи, и я обладаю объектом, поскольку у меня есть сила, чтобы сделать его моим. Такой способ существования устанавливается не посредством живого, продуктивного процесса между субъектом и объектом; он превращает в вещи и субъект (ср.: Я есть то, чем я ОБЛАДАЮ), и объект“.

Согласно Фромму, неотъемлемую сущность обладания составляет опасность лишиться чего-либо из того, чем обладаешь. Это делает человека зависимым от того, что он имеет. При потере того, чем мы обладаем, пишет У. Джеймс, мы испытываем „чувство умаления нашей личности, превращения некоторой части ее в ничто“.


Обладание делает человека всё более неподвижным, статичным. Человек забывает, что он, в сущности, - процесс. Своей собственностью он привязывает себя накрепко к своему пристанищу, кажущемуся ему неизменным и безопасным. Тут уж нет места риску (если речь не идёт о том, чтобы рискнуть ради увеличения своей собственности или укрепления её надежности и безопасности).


Склонные к обладанию вожделенно стремятся к тому, что они во что бы то ни стало хотели бы иметь. Сознание сужается на этом, оставляя человеку всё меньше возможностей для реализации своих возможностей, для восхищения моментом, для открытости тому, что дарит ему жизнь.

По мнению Фромма и само поведение человека „обычно служит своего рода маской, которой я обладаю и которую я ношу, преследуя какие-то свои цели“. Не человек сам по себе, а какая-то роль, которую он играет, некая функция, которую он выполняет, выносятся на передний план. Человек попросту функционирует, часто подчиняя этому процессу настоящие переживания, которые способно вызвать в нём бытие.

Активность, которую человек развивает в модусе обладания, Фромм назвал отчужденной, ибо она не отвечает насущнейшим потребностям личности. Майстер Экхарт, мыслитель 13-го века, подчеркивал, что привязанность к собственности ограничивает свободу человека. Сюда он относил также и привязанность к собственному я, делающую бесплодной любую деятельность человека, не позволяющей ему полностью реализовать его возможности.

Приобретать, накапливать, хранить, экономить „до лучших времен“ всё, включая чувства и переживания - вот предел желаний человека, настроенного на обладание. Для стремящегося к обладанию характерно “ведение” только этими импульсами. В этом – компульсивность отчужденной активности: "я, в сущности, не действую, действие совершается надо мной внешними или внутренними силами" (Эрих Фромм).

Абрахам Маслоу называл существование в модусе „иметь“ ликвидацией дефицитов, когда стремления человека направлены на что-то, чего ему не хватает, но что, по сути, является преходящим. Добившись этого, человек испытывает определённое удовлетворение ("облегчение" напряжения, вызванного дефицитом), которое, во-первых, зависит от чего-то внешнего по отношению к самому человеку (а значит человек будет сам находиться в зависимости от него), и во-вторых, удовлетворение это никогда не будет продолжительным (а скорее всего - скоротечным) и рано или поздно угаснет, давая простор новым вожделениям, направленным на получение новых и новых „облегчений“.

Эрих Фромм описал в межчеловеческих отношений несколько основных разновидностей характера людей, живущих в модусе обладания. Основной отличительной чертой этих людей является уверенность в том, что источник блага лежит не в них самих, а где-то вне их. Только получая блага извне (и прилагая основные усилия именно для этого), из отношений с другими людьми, они чувствуют себя уверенно: получающий – принимая; эксплуатирующий – беря; накапливающий – сохраняя, охраняя; торгующий - обменивая. Отдавая же, они сталкиваются с ощущением потери, обнищания (первые три) или чувствуют себя обманутыми (торгующий). Э. Фромм подчеркивает, что именно структура характера определяет истинную мотивацию человека.

Абрахам Маслоу указывает, что тот факт, что если основные потребности (в безопасности, сопричастности, любви и уважении) могут быть удовлетворены только извне (то есть с помощью других людей), делает человека зависимым от его окружения: „Он должен держаться источников желаемого удовлетворения. Он вынужден подчиняться их правилам и законам, вынужден удовлетворять чьи-то желания и капризы, ибо в противном случае он рискует все потерять. Он обязан быть, в определенной степени, "ориентированным на других" и не может не зависеть от одобрения, расположения и доброй воли других людей. Иными словами, он вынужден быть гибким и внимательным и вынужден приспосабливаться, подгоняя себя под внешнюю ситуацию“.

Стремящиеся к обладанию не способны любить (хотя они уверены в обратном). Ими движут жадность, стяжание, агрессивность (ведь надо добывать, защищать, отнимать, отстаивать свою собственность), зависть (ведь у другого может быть что-то, чего человеку не хватает). Тут уж не до любви к ближнему. Обладание другим человеком (конечно, прикрытое ярлыком любви) приводит к тому, что к нему, к другому, относятся как к вещи, испытывая те же чувства, что перечислены парой строк выше. Может показаться парадоксом, что даже отдающийся другому, жертвуюший ради него своей индивидуальностью, в действительности стремится всеми силами им обладать, быть его хозяином, чтобы он всегда был в распоряжении для выполнения определённых функций (мы разберем эти особенности в следующих разделах).

Человеку, живущему в модусе обладания, свойственно стремление избежать потери того, что он имеет, либо постоянно закреплять за собой свои владения. Поэтому им свойственно стремление держать ситуацию под контролем. Контроль становится постоянной и нередко компульсивная активностью таких людей. Зависимость от других людей лишает человека необходимой активности и смелости, чтобы быть хозяином своей судьбы. Такой человек менее свободен, постоянно занят выстраиванием защит.

Модус обладания – это, по сути, модус поиска защит от тревоги, вызываемой фрустрацией основных человеческих потребностей. В итоге целью активности становится покрытие дефицитов – в любви, в безопасности, в отношениях, в признании.

Отсюда - манипулирование в отношениях вместо диалога и оказания искренней поддержки своему партнеру; ожидания и императивы вместо ответа на запросы мгновения; маски, фасады вместо „истинного лица“; роли и функционирования вместо переживания бытия.

Однако люди не в состоянии добиться окончательного удовлетворения своих вожделений. Подобно Танталу они обречены на вечную муку неудовлетворенности. Подобно Сизифу, они должны снова и снова вкатывать камень на вершину горы, где он никогда не сможет статься, а непременно скатится вниз, заставляя начинать все с начала.