quote Мы живём, ожидая, что когда-то наступит жизнь, а потом оказывается,
что мы не ждали – а жили…
Сахновский, "Насусшные нужды умерших"

Альфред Адлер о движущих силах саморазвития

АЛЬФРЕД АДЛЕР (7 февраля 1870 — 28 мая 1937), австрийский психологи и психиатр

Адлер не использовал понятия "САМОСТЬ" в своих работах, однако то, о чем он писал, приближается по динамизму и значению к тому, что мы называем самостью. Альфред Адлер полагал, что источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности является чувство неполноценности. Оно берет свое начало в детстве, когда ребенок зависим и беспомощен, что заставляет его ощущать себя неполноценным по сравнению с более сильными и могущественными людьми своего окружения. Это заставляет человека бороться против ощущения неполноценности, за достижение превосходства над окружением, стремиться к совершенству и безупречности.

С точки зрения видовой человек также является несовершенным существом по сравнению с другими животными, обладающими и большей силой, и большей выносливостью. Так как любой биологический вид для выживания должен более совершенно адаптироваться, то и вся история человечества (особенно на ранних этапах) представляет собой стремление преодолеть его биологическое несовершенство.

Альфред Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека. Человек обладает, согласно Адлеру, врождённым стремлением к превосходству, называемым им "великой потребностью возвыситься", двигаться от несовершенства до совершенства и от неспособности до способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы. Эта жизненная цель со временем становится источником мотивации, силой, организующей нашу жизнь и придающей ей смысл. «Чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности».

Альфред Адлер считал, что в человеке заложено некое творческое начало, которое может менять направление развития личности. Это начало, названное им „творческое Я“, участвует в формировании уникального жизненного стиля человека, заключающегося в постановке целей жизни и способов их достижения и включающего в себя совокупность черт характера, привычек и способов поведения.

Жизненный стиль формируется в процессе преодоления трудностей, пережитых в детстве, выражающихся в комплексе неполноценности, и основывается на стремлении к цели – а именно к преодолению этих комплексов, к превосходству.

Нормальный человек инстинктивно желает баланса между стремлением к совершенству и достижением и сохранением гармонии социальных отношений. Поэтому стиль жизни является уникальный способом преодоления человеком комплекса своей неполноценности, способом самосовершенствования, развития социального интереса и достижения общности с людьми.

Наличие в человеке творческого Я, делает человека свободным, самоопределяющимся и ответственным за свой стиль жизни. Оно способствует оценке получаемого человеком опыта и придаёт смысл человеческой жизни на путях этого опыта.