quote Тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных
возможностей до того, как эта свобода будет материализована
Серен Кьеркегор

Самость как "подлинное Я"

„Отказаться от себя –
все равно что продать душу“
Карен Хорни

Карен Хорни указывает, что неблагоприятные условия с самого начала препятствуют нестесненному росту самости. Так, задатки могут подавляться, например, вследствие неодобрительного отношения окружения или страха перед этим окружением, которое может нести человеку угрозу, если определённые стороны его самости будут проявлять себя.

Не лишним будет отметить, что такая угроза не обязательно должна быть реальной. Она может быть и воображаемой. Подавляемое, однако, вытесняясь в бессознательное, продолжает быть мощной силой, оказывающей влияние как на мышление, так и на поведение, прорываясь в виде тревоги или импульсов.

Но бессознательное – лишь одна составляющая раскрытия и развития человеческокой самости. Другая составляющая – это активность самого человека, который познаёт самого себя, делает свой выбор в каждой конкретной ситуации, способствующий либо подавлению, либо развитю его задатков. То есть самость становится в значительной мере творением самой личности, когда решающими становятся собственные вкусы, ценности и цели человека, формируемые и определяемые им в процессе его жизни. Система представлений человека о самом себе может выступать реальным «организатором» активности человека, мобилизуя и направляя его волевые усилия. Каждая личность, таким образом, является своей основной детерминантой, "своим собственным проектом" и создает сама себя.

Карен Хорни называла ту часть личности, „которая может и хочет расти“ ПОДЛИННЫМ Я. Она подчеркивала, что именно  подлинное я – это  „живой, неповторимый, непосредственный центр нашей личности, который рождает "трепетную внутреннюю жизнь", непосредственность чувств, будь то радость, страстное желание, любовь, гнев, страх, отчаяние.

Абрахам Маслоу с сожалением отмечал, что у людей больше не осталось инстинктов в животном смысле этого слова, – „мощных, исключительно внутренних голосов, которые недвусмысленно говорят им, что, когда, где, как и с кем делать“. Однако он констатировал, что подлинное Я отчасти определяется именно как способность услышать эти внутренние голоса-импульсы, то есть способность знать, чего ты на самом деле хочешь, а чего – нет, на что способен, а на что – нет.

Вот как описывает Карен Хорни свое видение подлинного Я:

Подлинное Я – источник непосредственного интереса и прилива энергии, "источник усилия и внимания, из которого исходят приказы воли", способность желать и надеяться; это та наша часть, которая хочет расти, развиваться, осуществиться. Оно выдает "спонтанные реакции" на наши чувства или мысли, "приветствуя их или возражая им, одобряя или отказываясь от них, устремляясь к ним или от них, говоря им "да" или "нет"“.

Подлинное Я, когда оно сильно и активно, позволяет нам принимать решения и нести за них ответственность. Следовательно, оно ведет нас к истинной интеграции и явственному ощущению своей цельности, единства. Тело и разум, дела и мысли или чувства при этом не только созвучны и гармоничны, но функционируют без серьезных внутренних конфликтов. В противоположность искусственным средствам собирания себя воедино, приобретающими значение по мере ослабления подлинного я, истинная интеграция если и связана с каким-то напряжением, то с минимальным.

Подлинное Я – это "изначальная" сила личностного роста и самоосуществления, с которой мы можем вновь полностью отождествиться, когда освободимся от калечащих оков невроза. Следовательно, это то, на что мы ссылаемся, когда говорим, что хотим "найти себя". В этом смысле это также (для всех невротиков) возможное я – в противоположность идеальному я, которого невозможно достичь“.

 

„Подлинное Я“ или реальная самость – это не то, что человеку навязывается, заявляет Карл Роджерс. Роджерс считает, что „Подлинное Я" может быть выявлено исключительно в процессе проживания собственного опыта. Потому-то реальная самость - это нечто живое и подвижное, постоянно находящееся в процессе становления - ведь опыт переживания бытия не останавливается ни на секунду.

Карен Хорни отмечала, что имеется еще и наличное Я - то есть то, что человек представляет собой в настоящий момент времени. Когда человек стремится "познать себя", узнать себя таким, каков он есть, он обращается к исследованию своего „наличного Я“.

Соответствие представлений о себе своему подлинному Я, реальному опыту жизни, принятие себя таким, каков ты есть, называется конгруэнтностью. Конгруентность (самотождественность, цельность) является одним из условий роста и СТАНОВЛЕНИЯ.

***

Подлинное Я представляет собой истинную, способную к развитию и становлению, к непосредственному чувствованию и реагированию часть человеческого Я...

Смотрите презентацию в формате PoerPoint "Подлинное Я"