quote Мучительности нашего существования немало способствует и то обстоятельство,
что нас постоянно гнетет время, не дает нам перевести дух и стоит
за каждым, как истязатель с бичом. Оно только того
оставляет в покое, кого передало скуке
Артур Шопенгауэр

О вине народа за политику своего лидера

Этот материал "родился" как плод разговоров с моим другом Леонидом Глезеровым.

Казалось бы, что могут "маленькие" люди, если политик решил поступать неправильно, неправедно, жестоко, по сути, решил творить ЗЛО? Но, если разобраться, лидер нации представляет собою легитимизацию некой части личности своих подданных.

Так, некая часть личности россиян, которая ИДЕНТИФИЦИРУЕТ себя с великодержавностью, дала "карт бланш" Путину (точнее, той же части его личности, которая ратует за "великую Россию" в агрессивном и экспансионистском понимании). В результате он в своей теперешней политике полностью погрузился в решение так называемых геополитических задач - милитаризация, отъем чужих территорий, обозначение "врагов" и борьба с ними, подавление несогласных.

Эту "работу" президента и его режима поддерживают, как нам говорят, 86% россиян. Иными словами, мы имеем здесь дело со слиянием (не важно по какой причине) глубинных чаяний народа и его вождя, со слиянием тех субличностей, которые и в ответе за эти чаяния. Фактически, мы имеем дело с формированием гигантской личности целого народа, которая нацелена не реализацию преступных планов вождя и режима. Но, тем самым (и мы можем утверждать это), воля вождя оказывается, по сути, волей народа. Получается, что народ в ответе за то зло, которое вершит тот, кто им правит.

Если мы обратимся к библейской истории, то увидим примеры, когда население целых городов (а до этого - и все человечество, за исключением семейства Ноя) истреблялось за грехи, за неправедную жизнь. Дело в том, что Бог "предпочитает" иметь дело с таким понятием, как "народ". То есть народ - в ответе за грехи, которые распространяются среди людей, его составляющих. Но все же некоторые люди спасались, поскольку они были праведниками, праведниками неутомимыми и активными.

Интересна история, в которой приводится разговор Архангела Гавриила с Богом, пославшим Гавриила наказать Содом. Гавриил говорит, что он уничтожит всех жителей грешного города, нарисовав на челе каждого из них кровавый знак. На это Бог говорит ему: "А как же праведники?". Гавриил парирует: "Ведь они же ничего не сделали, чтобы изменить ситуацию". "Но они же ничего не могут изменить!", - восклицает Бог. На это Гавриил отвечает: "Это Ты, знаешь, что они не могут, а они-то этого не знают".

Отсюда встает вопрос, а виноваты ли несогласные в том, что происходит сейчас в России? Они, конечно, не дают своего согласия (ни внешнего, ни внутреннего) на творение зла своим правителем. Они даже выражают свое несогласие с официальной политикой, выказывают свое возмущение поведением того большинства, которое легитимизирует зло. По большей части, однако, эти несогласия и возмущения не выходят за пределы того круга, в который входят сами несогласные.

Таким образом, российское общество остается как бы наглухо разделенным на "грешников" и "праведников". "Праведники", будучи в меньшинстве, не оказывают практически никакого влияния на "грешников". Лишь считанные единицы поднимают свой голос громко. Конечно, они и расплачиваются впоследствии за свои выступления, некоторые платят своей свободой или даже жизнью.

Получается, что большинство "праведников" также виноваты - ибо не действуют активно?

Но я думаю все же, что несогласные, даже общаясь сами с собой, способствуют поддержанию друг в друге доли оптимизма и надежды, в сохранении и оттачивании здравого смысла - пусть и в относительно ограниченном кругу честных и думающих людей. Этот заряд здравого смысла может быть востребован, когда кончится кошмар, когда Россия отряхнет с себя прах путинизма и воспрянет для строительства достойного будущего.