quote Если моё Я – это то, что я ЕСТЬ, а не то, что я ИМЕЮ, то никто не может
угрожать моей безопасности и идентичности
Эрих Фромм

Смысл как становление

"Ни один из поступков человека нельзя понять,
не превосходя чистое настоящее
и не объясняя его через будущее"
Ж.-П. Сартр

Смысл человеческой жизни по Сартру трансцендентен, то есть, как видно из приведенного эпиграфа, выходит за пределы текущей ситуации. Согласно Сартру, обладающий СВОБОДОЙ человек неизбежно стремится к реализации возможностей ситуации с тем, чтобы реализовывать проект своего собственного бытия. Постоянное движение в направление своего проекта отражает сущность человеческой природы как неостановимый процесс СТАНОВЛЕНИЯ. Человек никогда не "есть" - он лишь то, чем он должен "стать".

На пути этого становления человек совершает поступки, смысл и значимость которых, как отмечает Сартр, «могут быть постигнуты только в перспективе через движение, которое реализует возможности". Иными словами, смысл текущей ситуации человека становится понятным лишь в контексте проекта будущего, к которому человек постоянно стремится – то есть через то бытие, которое пока еще „не есть“, а которое лишь должно „стать“.

Мерло-Понти пишет в этой связи, что человек понимается как нечто, находящееся в мире и постоянно выходящее за собственные пределы (см. ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ), порождая проекты собственного будущего. „Мир неотделим от субъекта, но субъекта, который не может быть ничем иным, как проектом мира, и субъект неотделим от мира, но мира, который он сам проецирует“, - пишет Мерло-Понти.

В процессе движения к собственному проекту, человек переживает осмысленность, постигая значимые факты или знаки. Таким образом, заявляет Мерло-Понти, экзистенция (бытие человека в мире), направленное на достижение значимых целей, есть операция, «посредством которой то, что не имело смысла, получает смысл».

Пауль Тиллих также отмечает, что „человек есть человек лишь потому, что он обладает способностью понимать и формировать свой мир и самого себя в соответствии со смыслами и ценностями“. Он называет этот наполненный смыслами процесс восхождения к самому себе духовным самоутверждением. «Человек живет "внутри" смыслов, внутри того, что имеет логическую, эстетическую, этическую, религиозную значимость»; - пишет Тиллих.

Становление как процесс устремлено в будущее, которое, согласно М.М.Бахтину, является преимущественно смысловой категорией. «МОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМОГО СЕБЯ дано мне (вернее, дано как задание, данность, заданное) в категориях еще-не-бытия, в категориях цели и смысла, в смысловом будущем, враждебном всякой наличности моей в прошлом и настоящем», - пишет Бахтин. Внутреннее бытие человека „сплошь создано этим предстоящим смыслом... Осознавать себя самого активно — значит освещать себя предстоящим смыслом».

Но не только движение в будущее порождает смыслы. Ощущение осмысленности, которое переживает человек, способствует, как отмечает Братусь, созда¬нию эскиза будущего и нравственной оценке действий человека, предпринимаемых им на пути реализации этого проекта.

Смысл „будущего бытия“ играет ключевую роль в понимании человеком самого себя. Михаил Бачтин пишет: «В каждом моем акте, моем действии, внешнем и внутреннем, в акте-чувстве, в познавательном акте, оно (смысловое будущее) противостоит мне как чистый значимый смысл и движет моим актом“.

Бахтин подчеркивает, что человек «отброшен в мир бесконечно требовательного смысла». При этом он обращает наше внимание на то, что «смысловое абсолютное будущее есть будущее не в смысле временнОго продолжения той же жизни, но в смысле постоянной возможности и нужности преобразовать ее формально, вложить в нее новый смысл».

Виктор Франкл утверждает, что человеку свойственно осуществлять смысл своей жизни. Более того, краткость жизни и необратимость всего, что проишодит с человеком в его бытии, буквально призывают его к тому, чтобы он, не откладывая на потом (что попросту невозможно: смерть не оставляет нам никакой отсрочки!) реализовывал уникальные возможности своих текущих ситуаций.

Реализация этих возможностей означает осуществление уникальных смыслов конкретных ситуаций. Тем самым человек самоактуализируется, осуществляя самого себя. Франкл подчеркивает, однако, что до своего самого последнего мгновения человеку не суждено узнать, удалось ли ему осуществить смысл своей жизни. То есть человек, живущий осмысленно и реализующий себя, пребывает в какой-то мере в неведении относительно полной картины своей жизни.

Владимир Янкелевич, говоря о том, что „весь наш жизненный путь как бы полузакрыт, вся жизнь в целом — это большое приключение, а каждое приключение в собственном смысле слова — это, так сказать, маленькая интенсивная жизнь внутри большой жизни“. Ведь, как пишет Янкелевич, приключение — это всегда приоткрытость, то есть человеку „дозволяется“ заглянуть за завесу тайны и разглядеть (пусть и в общих контурах) то, что сокрыто.

Пока человек жив, окончательный смысл жизни и ее конечная цель остаются ему недоступны. Полную картину человеческой жизни можно увидеть лишь ретроспективно. И не сам человек, а кто-то другой сможет это сделать…

.
Изобразительный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?

Литературный креатив

По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?