quote Тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных
возможностей до того, как эта свобода будет материализована
Серен Кьеркегор

Стремление к успеху

„Успех - это движение от неудачи к неудаче
без потери энтузиазма“.
Уинстон Черчилль

Подобно счастью, успех является „побочным“ продуктом осмысленной деятельности. Стремление достичь успеха напрямую оборачивается погоней за миражом.

Согласно Ирвину Ялому, западное общество приняло такое видение мира, в котором существует некий "пункт назначения", результат всех стремлений человека. Человек стремится к какой-то цели, усилия его должны иметь некую конечную точку (успех). Все в такой жизни является постоянной подготовкой к чему-то, что должно еще свершиться или быть ещё достигнуто.

Стремление к успеху в соревновании между людьми возникло в эпоху Возрождения. Тогда личность стала впервые противоставляться обществу, и одной из главных культурных ценностей стала сила отдельной личности и способность её к достижению успеха. Успех стал также основным критерием собственной ценности человека (успех в социальном соревновании повышает ощущение самоценности человека, его ценность в глазах других людей).

Вот что пишет по этому поводу Ролло Мэй:

„Все, что угрожает достижению успеха, вызывает у человека нашей культуры сильную тревогу, поскольку ставит под угрозу ценности, которые жизненно важны для существования личности – то есть для чувства собственного достоинства и самоуважения…

Тенденция оценивать себя в зависимости от превосходства над другими людьми неизбежно влечет за собой одиночество и отчуждение от окружающих, что, в свою очередь, порождает тревогу…

Кроме того, тревога усиливается из-за враждебных чувств, которые пронизывают общество, охваченное духом соревнования и индивидуализма…

Наконец, тревогу вызывает отчуждение человека от самого себя, поскольку он превращает себя в объект, выставленный на продажу…“.

Ролло Мэй представляет этот порочный круг следующим образом:

стремление к успеху/соревнование враждебные чувства отчуждение от окружающихтревогастремление к успеху и соревнованию усиливается.

„Таким образом, - пишет Мэй, - основной метод преодоления тревоги в итоге лишь усиливает тревогу“.

Мне хотелось бы особо подчеркнуть, что под успехом я имею в виду не только (и даже не столько) достижения карьерного характера или зарабатывание денег, но гораздо чаще в обыденной жизни встречающееся достижение целей в личной сфере, будь то удачный брак или на «отлично» сданный экзамен, свободное время, проведённое в соответствии с собственным эталоном, или приобретение какой-либо вожделенной вещи. Скольким людям портят жизнь неудачи в подобных предприятиях?

Кроме того, не стоит забывать, что любой успех, любой восторг от достижения чего-то страстно желаемого, - гораздо недолговечнее того, что достигнуто. Вслед за удовольствием от достижения намеченного приходит пресыщение, скука, желание новых достижений. И подобный бег по кругу продолжается бесконечно.

Стремясь к какой-то цели, человек сам определяет, будет ли для него тот или иной результат успехом или же неудачей. Ориентируясь на такой эталон, человек стремится подогнать под него результаты своей деятельности. Но как часто эти попытки оказываются тщетными! Как отмечает Лэнгле, к успеху человек может только стремиться: старания сами по себе не всегда приводят к успеху. Успех далеко не всегда зависит от усилий человека.

В успешности играют роль многие другие факторы, большинство из который неподконтрольны человеку. Поэтому нередко человеку приходится разочаровываться тем, что его эталон оказывается недостижимым. Результатом становятся депрессии, агрессивность, злоупотребление разными психотропными субстанциями – короче, все способы, которыми человек обычно заполняет свой экзистенциальный вакуум.

Навязчивое стремление к успеху („мания успеха” по Лэнгле) всегда отличается невниманием к процессу. Такому человеку нужен только успех. Ощущения и эмоции текущего момента незнакомы ему, стремящемуся к удовлетворению от достижения успеха. Он определяет себя через успех: неуспешный, он (в своём представлении) – никто. Все, что происходит на пути к успеху, проходит мимо него. Он остаётся внутренне пустым, чувствует это и приходит рано или поздно к осознанию бессмысленности такого образа жизни.

Стремление к успеху необходимо рассматривать как стремление к обладанию (жизнь в модусе „ИМЕТЬ“ по Фромму). Успехом может быть всё, что человек таковым считает: карьера, достижение статуса или материального благополучия, обладание красивым, умным, ярким, успешным партнёром, полезные или почётные связи, воспитанные и образованные дети. Ценности при этом лежат вовне. Так происходит отчуждение человека от самого себя (человек превращается в объект, потому что ощущение собственной силы зависит от внешнего качества, богатства, а не от внутренних свойств человека). В результате тревога бессмысленности лишь усиливается. Стремление к успеху, таким образом, – это иллюзорный смысл, ибо при этом человек не утверждает свои истиные ценности.

Но даже если успехом человек считает свой интеллект, чувство юмора, красивый голос, эти свойства становятся как бы внешними к его «Я», зачастую даже чуждыми его «я» (хотя человек уверен в обратном - в том, что ОН обладает этими качествами). Такие черты являются лишь атрибутами его «я», выполняющими определенную функцию: чаще всего защит или подтверждения его гордыни.

Как утверждает Ролло Мэй, „когда ценности или цели человека поставлены под угрозу, он лишен возможности опереться на последовательную систему ценностей своей культуры. Поэтому угроза, которую ощущает человек, касается не только возможности достичь поставленной цели; почти всегда угроза порождает сомнения в том, следует ли вообще стремиться к достижению этой цели, – таким образом, опасность угрожает самой цели“.

Лишь в модусе „БЫТЬ“ можно обрести смысл. Смысл содержится в самоотдаче человека тому, что само по себе представляет ценность, безотносительно к успеху – например, делу, идее, другому человеку. Таким образом, смысл целиком находится в той области, где человек может действовать: смысл заключается не в том, чтобы иметь успех, а в настоящей увлеченности чем-то ценным.

Единственный путь к успеху – жить осмысленно. Человек не может изменить мир, но ему под силу на пути к поставленным целям утверждать свои ценности в любой ситуации. Успех тогда придёт как бы сам собой. Но даже если цель не будет достигнута, всё же человек на пути к ней жил осмысленно.

И в заключение приведу слова Ральфа Уолдо Эмерсона, давшего свое определение успеха:

“Часто смеяться и много любить;
ценить прекрасное;
отдавать всего себя чему-то;
оставить мир после себя чуть-чуть лучше, хотя бы на одного здорового ребенка;
знать, что хотя бы одному человеку на Земле стало легче дышать от того, что ты жил,
— вот что значит преуспеть”.