quote Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой
и составляет, по сути, человеческую жизнь. Биологическая судьба представляет
собой материал, который приобретает форму под воздействием свободного
человеческого духа, то есть под влиянием того, ради чего, с точки
зрения человека, он существует
Виктор Франкл

„ЧЕЛОВЕК ГОВОРЯЩИЙ“

Авторство этого понятия принадлежит моеу другу Леониду Глезерову. Как-то во время одной из наших задушевных бесед он сказал, что его очень занимает в последнее время этот феномен – феномен говорящего человека. „Человек говорящий“ – это, по его мнению, что-то особенное…

***

Проходя через лес, гуляя над речкой, лежа в гамаке на даче, загорая после бани на лужайке, я всегда с удовольствием слушал щебетание, пение, воркованиуе, крики птиц. Иногда я задумывался, - но как-то мельком, - над тем, а что, собственно происходит, почему они не могут тихо сидеть на ветках или парить в небесах… Но в целом я воспринимал эти звуки исключительно как неотъемлемую часть природы.

Однако я подошел вплотную к размышлениям о „говорении“ совсем недавно, когда мои родители взяли клетку с щеглами моего племянника, у которого не было времени на щеглов. А последней каплей стал солнечный летний день у моря. Высоко над головой летали сотни чаек, беспорядочно пермещаясь в безоблачном небе и громко крича при этом. И продолжалось это довольно долго, так долго, что мне стало вдруг смешно от этого мельтешения и верещания - и я вернулся к мыслям о „человеке говорящем“...

ЦЕЛИ ГОВОРЕНИЯ

Конрад Лоренц, а вслед за ним огромное количество других исследователей языка животных, расшифровали значение тех или иных звуков и движений, производимых животными в процессе коммуникации. Теперь люди могут понимать то, что хотят „сказать“ друг другу или что хотят выразить эти животные.

Близко к этому „говорению“ животных стоят такие проявления человеческой коммуникации как плач, смех, крик от страха и боли, язык тела... Все эти звуки, действия и знаки отражают то, что человек хотел бы донести до других или чем он хотел бы выразить свои чувства и свое состояние. Но нас интересует здесь не столько такие неосознанные и бессознательные „высказывания“, а именно говорение как средство.

Под говорением мы будем понимать высказывания, облечениные в словесную форму – а следовательно прошедшие хотя бы минимальный контроль сознания, которое и определяет цели говорения.

Рассмотрим, какие бывают виды говорения в зависимости от целей, поставленных (осознанно или неосознанно) говорящим. Сразу скажу, что все ниже рассматриваемое имеет отношение не только к прямому и очному контакту между людьми, но и общению в виртуале (в частности, письма, чаты или социальные сети, дневники, стихи, проза и другие формы высязывания). И не имеет значения, в какой модальности будет это высказывание (серьёзной, ироничной, полной юмора) или в какой форме все подается (тихо и вежливо, или грубо, с криком,

Времяпреврожденческое говорение служит заполнению времени в большой или маленькой компании. Незаполненное время способно вызвать СКУКУ. Но нередко человек сталкивается еще и с ТРЕВОГОЙ ПУСТОТЫ, которая отражает незаполненность и “пустоту” времени. Этот вид говорения напоминает обмен „постукиваниями“ у муравьев: когда они втречаются, то обстукивают друг друга своими антеннулами. Как паравило – это словесный пинг-понг. Часто выбор темы не важен, важно лишь поочередное говорение, обмен вербальными секвенциями. Выбор слов, охват тем определяется привычками и традициями той компании или того круга людей, которые участвуют в говорении.

Инструментальное говорение преследует одноименные цели. Это максимально осознанное говорение. Ибо эти цели - получение определенного осязаемого желаемого результата, опираясь на понимание другой стороны и получение с этой стороны разъяснения, согласия на что-то или выполнение внимающей стороной каких-либо действий, желаемых стороной говорящей.

К таким говорениям относятся, например, следующие: „Мама, я хочу гулять“, „А где мой ключ?“, „Передайте мне, пожалуйста, солонку“.

Манипулятивное говорение осуществляется с целью получения осязаемого результата, часто не осознаваемого. При этом говорении понимание со стороны другой стороны не является (или не обязательно является) целью. Главное – это побудить другого вести или чувствовать себя так или совершать такие поступки (в том числе, говорить такие слова), как это желательно для манипулятора.

Примеры таких говорений привести трудно (если вообще возможно), потому что манипулятивной может стать, по сути, любая фраза. Главное здесь – преследование соответствующих целей. Лишь в общем контексте отношений становится виден манипулятивный характер говорения.

Стратегическое говорение необходимо для получения часто неосязаемого но крайне значимого (нередко долгосрочного) результата. Как правило, таким результатом будет достижение неких важных личных целей, как то: повышение самооценки, привлечение внимания к своей персоне, утоление требований гордыни, стяжание славы и т. д..

Сюда же могут относиться и всевозможные творческие (устные и письменные) потуги и их плоды – стихи, проза, декламации, научные статьи. В принципе, можно говорить и о художественных, музыкальных, пластических и других формах высказывания. Причем неважно, насколько все это действительно талантливо или заслуживает внимания со стороны других: подспудная цель здесь – самовыражение и снискание славы. Эти желания (даже и не до конца осознанные) имеются и у тех, кто пишет “в стол”.

Подобные “говорения” косвенно преследуют еще и цель защиты от ТРЕВОГИ СМЕРТИ, потому что и добывание славы (как бы жизнь после смерти, увековечивание себя), и другие способы самоутверждения (см., например, ГОРДЫНЯ) хотя бы на время и хоть в какой-то мере уменьшают этот вид тревоги.

Самоутверждающее говорение - часто неосознанное или смутно осознаваемое, хотя порой оно может быть частично или полностью осознанным. Человек при этом может позволять себе высказывания, унижающие или обижающие другого, рассказывать о себе вещи, которые не вполне или вовсе не соответствуют действительности. Сюда относится также, например, говорение “наперегонки”, когда собеседники силятся переговорить другого, показав больше информированности, остроумия, оригинальности.

Маскирующее говорение – в основном, вполне осознанное - иметь целью скрыть за словами подлинные мотивы человека или отвлечь внимание собеседника от неблаговидных дел и поступков, которые являются делом рук говорящего. ЛОЖЬ становится инструментом сохранения лица, избегания наказания (будь то порицание, пристыжение или более суровые формы наказаний) и достижения важных для человека целей. Имеется в этой категории говорения и целый пласт бессознательного или слабо осознаваемого вранья.

Самовыражающее говорение отражает стремление человека донести до других то, что он переживает, чувствует, о чем он размышляет, что его беспокоит, радует, к чему он стремится, как он относится к кому-то или к чему-то.

Задача такого говорения – „быть понятым“ (я беру в кавычки эти слова, потому что редко кто может ответить себе на вопрос: а что значит быть понятым – если это, конечно, не касается чисто инструментального общения). Хотя можно с уверенностью утверждать, что один из апектов “быть понятым” является быть услышанным, в результате чего другая сторона становится проинформированной о том, что говорит человек.

Другое дело, что слушатель может оказаться “проинформированным” совсем не о том, о чем хотел или хотел бы его проинформировать говорящий. То есть слушатель может услышать в словах говорящего нечто другое: другие содержания, другие значения и смыслы (об этом мы поговорим подробнее в разделах, посвященных ПОНИМАНИЮ).

Именно самовыражающее говорение лежит в основе различных видов творчества (как вербального, так и невербального – музыкального, художественного, пластического).

Говорение как „освобождение“, облегчение… Это что-то типа физического упражнения, когда энергия внутри застаивается и требует выхода, а человек своим говорением, открывает шлюзы, и поток слов, выносит наружу поток его чувств. При этом совершенно не обязательно, абсолютно не разумеется само самой, что человек до конца осознает свои чувства или поймет их причины. Функция такого говорения – катарсис через смех или слезы (даже если самих селз не будет видно, а смех не будет звучать как таковой).

Кстати, многие виды творчества и определнные произведения искусства могут основываться на такого вида говорении.

Говорение как попытка самопонимания. При этом человек стремится облечь в слова то, что его переполняет. Проговаривая вслух, про себя или записывая это на бумагу, человек получает возможность приблизиться к пониманию самого себя. Нередко такое говорение имеет форму многословных монологов.

Коммуникативное говорение – это вербальное выражение коммуникативных желаний. Человеку нужны близость, тепло, признание. Ради этого могут произноситься различные слова – от похвалы другому до прямой просьбы (например, обнять). В какой-то мере, этот вид говорения по своим целям может пересекаться с говорением манипулятивным.

Отличием манипулятивного высказывание будет стремление (пусть часто и бессознательное) добиться своего любой ценой. А коммуникативное говорение в чистом виде (когда исключены выраженные манипулятивные мотивы) я бы назвал ДИАЛОГОВЫМ говорением, потому что задачей здесь является налаживание взаимополезного коммуникационного обмена.