quote Бывшее забыто, грядущее сокрыто, лишь настояшее подлинно –
именно поэтому оно называется настоящим
Цитата из мультфильма "Кунгфу-Панда"

Самоактуализация как раскрытие потенциалов

„Самоактуализация —
это не отсутствие проблем,
но движение от преходящих
или ненастоящих проблем
к настоящим проблемам»
Абрахам Маслоу

Согласно Алфреду Адлеру, каждое живое существо, чтобы эффективно функционировать должно стремиться к более совершенным отношениям с окружающим миром. Адлер подчеркивает, что это врождённое стремление является неотъемлемым условием самосохранения и выживания. Он заявляет, что „цель овладения средой более совершенным образом, которую можно назвать стремлением к совершенствованию, характеризует также развитие человека“.

Жизненный путь человека представляет собой, по мнению Абрахаму Маслоу, либо "преодоление", либо "СТАНОВЛЕНИЕ". Если первое знаменует собой борьбу, достижение, старание, стремление, целенаправленность, в конечном итоге – приоритет средства перед целью, то второе определяется экзистентностью, самовыражением, ростом, самоактуализацией.

Согласно Абрахаму Маслоу, полноценное развитие есть максимальное развертывание заложенных в самость задатков. Маслоу утверждает, что способности, органы, организм в целом жаждут функционирования и самовыражения, они требуют, чтобы их использовали и применяли по назначению. Он рассматривает этот процесс как реализацию ПОТРЕБНОСТИ В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ.

Использование приносит им удовлетворение, а бездействие раздражает. Способности требуют, чтобы их использовали, и прекращают требовать только тогда, когда их используют достаточно хорошо. То есть способности являются также и потребностями. Использовать свои способности не только интересно, но и необходимо для развития. Простаивающая без дела способность и незадействованный орган могут стать источником болезни или атрофироваться, тем самым обедняя личность.

Развитие и внутренний рост человека представляют собой нескончаемый процесс неразрывного взаимодействия самореализации и самоактуализации. Если самоактуализация дословно означает действие, которое субэкт совершает над самим собой для преобразования самого себя, то самореализация – это процесс, который проявляется в самосознании (в формировании, корректировке, перестройке представлений о себе и о мире, построении жизненного плана и формирование концепции прошлого, базирующейся на осознании и оценке результатов предшествующей деятельности). Единство самоактуализации и самореализации отражается в переходе от замысла к осуществлению задуманного на практике, последующем осмыслении достигнутого и коррекции результатов, заключающейся в воплощении соответствующего коррекционного замысла с последующей оценкой и осмыслением результатов.

Абрахам Маслоу понимал под самоактуализацией „стремление человека к самоосуществлению, к воплощению в действительность потенциально присущих ему возможностей. Это стремление можно назвать стремлением к самотождественности, самобытности“.

Маслоу подчеркивал, что, хотя самоактуализацию определяют по-разному, но в главном все определения говорят „о примирении с внутренним Я как "сердцевиной" личности и его проявлении, то есть о осуществлении его скрытых способностей и потенциальных возможностей, об "идеальном функционировании", развитии индивидом всех своих индивидуальных и общевидовых характеристик; о минимизации заболеваний, неврозов, психозов, понижающих фундаментальные индивидуальные и общевидовые способности человека“. Таким образом, в основе самоактуализации и роста лежит, согласно Маслоу, принятие человеком самого себя, своей сыдьбы, своего призвания

Далее Маслоу утверждает, что основная дорога к самоактуализации лежит через удовлетворение фундаментальных потребностей, а не через их подавление, акцентируя внимание на том, что фундаментальными являются не только материальные, низшие, самые неотложные потребности (как потребность в пище, крове, одежде, безопасности), но и высшие, нематериальные потребности (потребности в любви, принятии).

Карл Роджерс считает самоактуализацией способность человека преобразовывать себя, двигаясь к адекватному восприятию мира и к собственной конгруэнтности (как внутренней, так и внешней). Роджерс подчеркивает, что благодаря раскрытию внутренней природы освобождаются лучшие свойства и качества человека, тогда как всё низменное и плохое постепенно ослаблаэтся и устраняется. Адекватное самовосприятие способствует более адекватному и реалистичному проживанию собственного бытия.

Процесс внутреннего роста и становления личностью Юнг назвал индивидуацией и сравнивал её с духовным путешествием. Ибо, по его словам, личностью мосжет стать только тот, кто „внемлет сознательно силе внутреннего голоса“. Юнг указывал, что и целью, и условием индивидуации является сепарация, включая отделение от власти как коллективного, так и индивидуального бессознательного. Это возможно, однако, путём интеграции бессознательного. То есть индивидуация направлена на формирование целостной индивидуальной психики И целостного самоосознавания (другой термин для обозначения процесса самоосознания – “самореализация”).

Для самоосознания, считает Юнг, надо специально обращать внимание на архетипы бессознательного, как на постоянно действующие автономные фацторы. Это тем болле важно, поскольку “чем более цивилизован, сознателен и сложен человек, тем менее он может следовать инстинктам. Его усложненные жизненные условия и среда влияют с такой силой, что заглушают тихий голос природы; ее голос замещают мнения, верования, теории и коллективные тенденции, поддерживающие собой все аберрации сознательной психики“.

В процессе индивидуации человек становится самим собой, переставая быть чьим-то орудием: „происходит преобразование природы — в культуру, инстинкта — в дух“. Однако развитие и рост не могут происходить сами по себе. Чтобы расти, человек должен постоянно – до конца своих дней – прикладывать усилия и делать сознательные моральные выборы. Человек строит себя сам.

Эриксон подчеркивал, что развитие личности продолжается всю жизнь, проходя ряд стадий, к описанию которых несколько подробнее мы обратимся ниже. Задачей человека на каждой стадии является обретение, сохранение и укрепление идентичности, самотождественности, цельности.

Маслоу утверждает, что у „среднего человека“ способности и одаренности в той или иной степени подавленны или даже заглушенны. Такой человек пребывает в постоянной борьбе со своими страхами, неуверенностью, сомнениями, состоянием неопределенности, в вечной погоне за вожделенным, его силы истощаются оттого, что он движим страстями и неподвластными ему импульсами. „Средний человек“ страдает (явно или бессознательно) от своих проблем. Самоактуализация, по Маслоу, означает уход от этих надуманных, „преходящих и нереальных проблем“ к реальным и непреходящим проблемам бытия.

Самоактуализация, считает Маслоу, - это труд, направленный на то, чтобы хорошо делать то, что человек хочет делать. Самоактуализирующийся человек, уверен Маслоу, „стремится быть в своем деле среди лучших или во всяком случае настолько хорошим, насколько он может“.

Маслоу обращает наше внимание на то, что „развитие несет с собой не только достижения и удовольствия, но и всегда было и будет связано со многими изначально предопределенными страданиями“. Подчеркивая, что „будущее влечет, но влечет и прошлое“ и что наряду с отвагой существует и страх, Маслоу афористично заявляет, что „абсолютно идеальный способ здорового развития заключается, в принципе, в том, чтобы усилить все преимущества развития и все недостатки не-развития, ослабив все недостатки развития и преимущества не-развития“.

„Достоинства“ не-развития состоят, по мнению Маслоу, в обеспечении безопасности, стабильности и защищенности. Однако, предупреждает он далее, „полнейшее отсутствие разочарований, боли или опасности также таит в себе опасность“. Это опасность потери себя, опасность непроживания своей жизни.

К „недостаткам“ развития Маслоу относит:

  • возможные риски и страдания (ведь "каждый шаг вперед – это шаг в неведомое, и, возможно, опасное неведомое“);
  • необходимость расставаться с чем-то близким, хорошим, приносящим удовлетворение, следствием чего являются ностальгия, страх, одиночество и печаль;
  • отказ от более простой, более легкой и менее напряженной жизни и начало более трудной жизни, связанной с большей ответственностью и большими испытаниями.

Маслоу считает, что рост и развитие требуют от человека „отваги, воли, умения делать выбор, силы“, чтобы двигаться вперед, не взирая на все потери, связанные с этим процессом. Преодоление трудностей, по мнению Маслоу, - это „наилучший путь к здоровому самоуважению, которое основано не только на одобрении других людей, но также на реальных достижениях, успехах и, отсюда, реалистичной уверенности в себе“. Но, добавляет Маслоу, человек на этом пути нуждается также в защите, поддержке и ободрении со стороны окружения, особенно если речь идет о ребенке.

Абрахам Маслоу считает, что „цивилизация является обязательным фактором осуществления возможностей человека, ибо с ней связаны язык, абстрактное мышление, способность любить“. „Но мы знаем, - пишет он далее, - что все эти способности существуют в качестве потенциальных возможностей в плазме человеческого зародыша, которая старше любой цивилизации“.

Как отмечал Курт Гольдштейн, "организм управляется тенденцией актуализировать в наибольшей возможной степени свои индивидуальные способности, свою природу в мире".