quote Ни в коем случае нельзя оглядываться, когда лезешь в гору. Стоит посмотреть
вниз – и всё, тебе конец… А если будешь упорно стремиться к вершине, ничего
с тобой не случится
Бернард Вербер, "Танатонавты"

Открытость опыту как условие роста

„Открытость
диаметрально противоположна защите“
Карл Роджерс

„Жить nasтоящим моментом означает отсутствие неподвижности,
строгой организации, наложения структуры на опыт.
Вместо этого имеется изменяющаяся организация «Я» и личности“

Карл Роджерс

Самоактуализация и полноценная жизнь связаны с возрастающей открытостью человека своему опыту, всему, что проишодит в нём,  с ним и вокруг него. Это становится возможным благодаря последовательному отказу от защитных реакций, перекрывающих целовеку доступ к его чувствам и реакциям, к реальному восприятию проишодящего, если это идёт вразрез с его идеализированными представлениями о себе.

Маслоу подчеркивает важность освобождения человека „от давления мистифицированных теоретических схем, закрепляющих у человека представления о фатальности действия прошлого опыта, культурных традиций, способствующих закреплению пассивной  позиции по отношению к своей жизни“.

Человек в модусе бытия непредвзято воспринимает действительность (как внутри, так и вне самого себя) такой, какова она есть, отказываясь от наложения её на готовые клише, от втискивания её в тесные шемы, от искажения её привычными стереотипными способами восприятия. Он отказывается от ригидных верований, убеждений и чрезмерных ожиданий, не боится возможных противоречий между реальностью и своими представлениями о ней, между различными событиями, явлениями и факктами, с которыми сталкивает его опыт. Даже сталкиваясь с противоречивыми фактами, человек, живущий в модусе бытия, не будет ич отвергать с помошью логики и интеллекта, предоставив выбор своему опыту.

Самоактуализирующийся человек начинает ценить себя, свои чувства и мысли именно как текущий и изменчивый процесс, оставляя стремление к завершенным и конечным состояниям. Он приходит к более верному пониманию того, что он представляет собой не застывшую сущность, а процесс становления (Роджерс). И исполнение долга превращается в удовольствие, и работа становится захватывающсей игрой, когда человек добровольно принимает на себя обязанности, находя в этом процессе наслаждение и счастье (Маслоу).

Самоактуализирующийся человек „все больше становится гармонией сложных ощущений и реакций, а не четким и простым застывшим целым“ (Роджерс).

Маслоу подчеркивает, что самоактуализирующиеся люди хотят иметь дело с реальными событиями и явлениями и жить в реальном мире, а не в „искусственно создаваемых мирах абстракций и выхолощенных понятий, предубеждений и предрассудков, умозрительных представлений и стереотипов“. По его мнению, именно способность осознавать свои предпочтения, импульсы и субэктивные реакции в целом является предпосылкой лучшей адаптации к миру внешнему, позволяющей получать от проживания в нём больше удовлетворения, наслаждения и свежести переживаний.

Маслоу указывает на готовность самоактуализирующихся людей к обучению: „они не боятся показаться несведущими, они готовы учиться у всякого, кто может открыть им что-то новое“. При этом, подчеркивает Маслоу, восприятие реальности становится тем точнее, тем ближе к „истинной, или сущей, или изначальной природы объекта“, чем меньше человек озабочен желаниями и страхами.

Человек учится ценить свой опыт в любой ситуации, даже если этот опыт обэктивно не позволяет ему преодолеть определённые проблемы, например, тяжелую болезнь или другие не зависящие от человека обстоятельства. Однако сам опыт проживания такой жизненной ситуации, преодоления своих страхов и отчаяния делает бытие осмысленным.