quote Тревога основана на осознании своей полной случайности и отсутствия
предельной необходимости [замысла]; иррациональность, непроницаемый
мрак судьбы превращают судьбу в источник тревоги
Пауль Тиллих

Причинность

„Если что-либо причинно объяснено, оно реально утверждается, становится понятной его сила сопротивления небытию. Причина делает свое следствие реальным в мышлении так же, как и в действительности“.
Пауль Тиллих

 

 

Причинность утверждает мощь бытия указанием на то, что предшествовало той или иной вещи или событию в качестве источника. Искать причины означает искать в вещи мощь бытия.

 

 

Негативным аспектом причинности является то, что конечные вещи не могут стать сущими сами по себе, то есть они не являются причиной самих себя. Согласно Хайдеггеру эти вещи (а к ним относимся и все мы!) “вброшены” в бытие. На вопрос “Откуда?” можо отвечать до бесконечности.

 

 

Даже сам Бог, утверждает Кант, должен спросить себя: “Откуда я взялся?”, обнаруживая таким образом, как заявляет Тиллих, свое частичное небытие.

 

 

Ведь причинность, согласно Тиллиху, выражает невозможность существования чего бы то ни было постоянного: всякая вещь восходит к собственной причине, а эта причина, в свою очередь, – к своей причине, и так до бесконечности. Причинность с большой силой выражает бездну небытия во всем, ибо отражает начало и конец любой вещи (то есть её отсутствие до её появления и после своего исчезновения).

 

 

Таким образом, причинность отражает мощь бытия, которое способно вносить изменения в этот мир, одновременно подчеркивая конечность чего бы то ни было сущего. В причинности, в творении нового и в исчезновение старого, видна взаимопереплетенность бытия и небытия, их совместная игра во всем, что нас окружает - и в нас самих.

 

 

Синергизм, о котором мы поговорим ниже несколько подробнее (см. раздел СУДЬБА), представляет собой переплетение и совместную игру причин и следствий в сложных системах (таких, как  человеческое сообщество, живущее в реальном мире, полном непредсказуемых явлений, или бытие отдельного человека в его мирах).

 

 

Человек своими поступками (а к ним следует отнести, к слову, и бездействие) и словами является причиной изменений своего ближайшего и (нередко) дальнего окружения. Волнами расходится от человека энергия его поступков, являясь (часто по принципу домино) причиной причин других явлений. Важно при этом осознавать собственную ответственность за причинность.

 

 

Если действие соответствует замыслу, намерению и человек это осознаёт, то, говорят, он поступает конгруэнтно (при этом замыслы могут быть как соответствующими обшепринятым нормам, так и протворечить им в той или иной степени). Человек при этом с самого начала ощущает свою ответственность за то, что он говорит или делает.

 

 

Если поступки человека неконгруэнтны его мотивам, то речь может идти о компульивности поведения. Человек действует, влекомый своими импульсами и страстями. Хотя такому человеку свойственно обвинять других людей или обстоятельства в том, что он так поступил, это не снимает с него ответственности за последствия его поступков. Сознание такого человека подобно белоснежой скатерти, покрывающей залитый помоями и заваленный объедками стол. Но эти скрытые или скрываемые от сознания мотивы рано или поздно проявят себя тем или иным образом в поведении человека, в его словах, в его облике.

 

 

Видео "ПРИЧИННОСТЬ"

 

 

 

 

Вариант в формате PowerPoint: