quote Чем сильнее мы пытаемся удержать прошлое, тем больший страх
испытываем перед преходящим...
Фриц Риман

Нетерпимость

НЕТЕРПИМОСТЬ КАК ТРЕВОГА ПОТЕРИ СОБСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Потеря идентичности равносильна разрушению целого мира, который человек строил с самого младенчества. Когда "истины" этого мира ставятся кем-то под сомнение, когда люди "перестают" играть те роли, в которых мы их привыкли видеть, когда наши "убеждения" дают трещину, то мы ощущаем угрозу конца того, что является плодом наших неимоверных усилий. Трещат и ломаются кости "скелета" нашей души, нами выстроенной схемы мира - те жесткие субстанции, которые призваны были делать нас сильнее и неуязвимие перед лицом мира реального.
А кто угрожает нашей идентичности? Конечно люди и системы, которые ставят под удар то, что дает нам силы и уверенность. И тут-то появляется нетерпимость. Причем, надо особо отметить, она появляется не в какой-то определенный момент. Напротив, она возникает параллельно строительству ригидных основ нашего мира. Мы подсознательно ощущаем, что нашим "истинам" и схемам грозит угроза (ведь они, застывшие в момент их появления, не могут соответствовать живому миру). Поэтому мы с самого начала так болезненно реагируем на все, что может поколебать наши устои.
Вот кто-то показался нам не таким, каким он (в нашем представлении) должен был бы быть - и устои наши потрясаются. Вот "истины" наши поставлены под сомнение "истинами" других - и стены нашего замка покрываебтся глубокими трещинами.
Мы не можем этого терпеть! Мы должны защитить себя! И мы поднимаемся на борьбу, мы уходим на нетерпимую и благородную войну с нашими ближними, которых мы называем теперь "они" (или другие, или враги).
НЕТЕРПИМОСТЬ КАК ПРОЕКЦИЯ
Нетерпимость есть признак бессилия.
Алистер Кроули
Есть и другой механизм возникновения нетерпимости. Проекция, эта психологическая защитная реакция, позволяющая нам игнорировать наши слабые стороны, которые нам стыдно в себе признать, проявляется в приписывании другим людям именно тех самых черт, которые мы в себе ненавидим или боимся в себе обнаружить. Таким образом, окружающие (а это могут быть и отдельные люди, и группы, и целые народы или расы) получают ярлык, который мы сняли с себя и навесили на них. Других можем мы теперь презирать или ненавидеть за их (а на самом деле за наши собственные) лень, жадность, агрессивность, обжорство, трусость, пьянство, стяжательство.
Не лучше дело обстоит и с обратным случаем: когда мы ненавилим в других то, что в силу разных причин не можем или боимся сами осуществить или себе позволить. Так, свободомыслие другого человека мы будем презрительно именовать легкомыслием или предательством идеалов, его жизнелюбие вполне может быть нами с брезгливостью расценено как разврат.
Пока мы боремся с такими качествами в другом, наши собственные (нам ненавистные или нами презираемые) качества остаются в темном уголке нашего подсознания и не тревожат нас. Таким образом мы в состоянии сохранить кажущуюся цельность нашей натуры, нашу идентичность.
До тех пор, пока мы не признаем в себе наличие вытесняемых и презираемых свойств, поступки наши будут несоответствующими нашей истинной сущности, что будет только усиливать слабость нашей натуры. И слабость эту придется прикрывать видимой силой нашей ярости и ненависти. А для пущей силы - отчего бы не объединиться с другими такими же, разделяющими те же догмы и наполненные доверху теми же предрассудками.
"БЫТОВАЯ" НЕТЕРПИМОСТЬ
Не слишком хороший характер у того,
кто нетерпим к дурному характеру ближнего
Жан де Лабрюйер
Что же может порождать в нас нетерпимость на, так сказать, бытовом уровне? Да все, что затрагивает основы нашей идентичности и нашу схему мира, вселяющую в нас покой и уверенность.
Стоит упомянуть такие разновидности нетерпимости: к чужому мнению, котрое может порой до глубины души возмутить нас ("как же можно так думать!!!", "да такого никто никогда не видел (не слышал, не предполагал)!"...); к чужому вкусу  ("что за наряды!", "да какой кошмарный пирсинг!"); к интересам другого ("что за ерунду ты читаешь!", "да это же примитив!", "спорт - это занятие для тупоголовых"). Очень распространены нетерпимость национальная (бытовой антисемитизм, ненависть к кавказцам и "черным"), нетерпимость в отношении так называемых сексуальных меньшинств (например, неприятие гомосексуалистов), в отношении стариков, детей, инвалидов, безработных, бомжей.
Мы не просто не признаем неприятные нам особенности других, мы стараемся нередко помочь им "исправить" недостатки. В бытовой нетерпимости часто камнем предкновения являются именно попытки навязать другому свою точку зрения. При этом человек чувствует себя до гдубины души оскорбленным и непонятым, если другой игнорирует или отвергает его порой весьма навязчивые советы.
Таким образом, нетерпимостью можно назвать неспособность и нежелание принимать отличающиеся от наших собственных убеждения, чувства, образ жизни и поведение другого человека.
В основе нетерпимости лежит непризнание за другим человеком права на равную свободу, то есть наша собственная НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ.
Испытывая нетерпимость к другому, мы отравляем себе жизнь. Мы находимся в состоянии войны, а это стресс, который рано или поздно имеет фатальный исход. Перефразируя афоризм Августо Кури, можно сказать, что каждый человек, "чтобы не заработать ранний инфаркт, должен иметь среди многих качеств в первую очередь добродушие и терпимость. Добродушие — чтобы не подвергаться стрессу от своей собственной глупости, и терпимость — что бы не подвергаться стрессу от глупости других.
Почему же мы столь склонны к нетерпимости? Почему нам не дает покоя инакость другого? Да потому что мы в другом видим угрозу для своей безопасности. Мы опасаемся за целостность того, что мы считаем собой.
Тогда возникает другой вопрос. Отчего же мы опасаемся других - точнее их непохожести на нас? И ответ нам даст Филис Каст: "страх и нетерпимость есть порождение изоляции и недостатка общения". Мы не знаем других, потому и не можем им доверять. Мы не любим их, потому и не готовы принять их такими, каковы они есть.
 
Проявлять себя нетерпимость может следующими чувствами: отвращение, брезгливость, ненависть...
 
Нетерпимость свойственна авторитарным личностям (разделяющим мир на "своих" и "врагов" и непримиримых к последним), формированию которых способствует механизм РАСЩЕПЛЕНИЯ.
.
Изобразительный креатив
По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?