quote Чем сильнее мы пытаемся удержать прошлое, тем больший страх
испытываем перед преходящим...
Фриц Риман

Чувство собственного достоинства

Чувство собственного достоинства, или самоуважение, включает, согласно Джону Ролзу два аспекта.

Во-первых, это ощущение человеком своей собственной значимости, которое, как утверждает Ролз есть твердое убеждение в том, что концепция собственного блага человека и его жизненного плана заслуживает реализации.

Во-вторых, это уверенность в собственных способностях, то есть уверенность человека в том, что в его власти - осуществить свои собственные НАМЕРЕНИЯ.

Джон Ролз считает чувство собственного достоинства особой формой блага, в котором нуждается человек и которое делает его жизнь более качественной:

„Когда мы чувствуем, что наши планы малоценны, мы не можем выполнять их с удовольствием или получать удовольствие от их исполнения. Не можем мы также продолжать начинания, если потерпели неудачу и ощутили сомнение в собственных силах.

Отсюда ясно, почему самоуважение представляет собой первичное благо. Без него ничто не кажется достойным деяния, а если некоторые вещи имеют для нас ценность, мы лишены воли стремиться к ним. Всякое желание и всякая деятельность становятся пустыми и ненужными, и мы погружаемся в апатию и цинизм“.

Джон Ролз называет следующие обстоятельства, которые поддерживают самоуважение и чувство собственной значимости:

(1) обладание рациональным ЖИЗНЕННЫМ ПЛАНОМ;

„Человек склонен быть более уверенным в своей значимости, когда его способности полностью реализованы и организованы с требуемой сложностью и утонченностью“, подчеркивает Ролз. Когда действия и планы человека скучны и мелки, то они не дают ему чувства компетентности или ощущения их ЦЕННОСТИ и ОСМЫСЛЕННОСТИ.

(2) УБЕЖДЕННОСТЬ, уверенность в том, что и сама личность человека, и его дела оценены и одобряются другими людьми, которые также уважаемы, и ассоциация с которыми приносит удовлетворение.

Для самоуважения человека важно признание и одобрение со стороны значимых других людей или групп, в которые он включен. „Ез одобрения наших действий нам невозможно поддерживать убеждение в их значимости, так же верно, что другие склонны ценить их, только если то, что мы делаем, возбуждает их восхищение или доставляет им удовольствие“, - пишет Ролз. И не важно для человека, если со многих позиций такие группы далеки от совершенства. Важно то, отмечает Ролз, что „внутренняя жизнь этих групп приспособлена к возможностям и желаниям своих членов и обеспечивает надежное основание для чувства их собственного достоинства“. Ведь человек, как подчеркивает Джон Ролз, всегда желает избежать (нередко, практически любой ценой) таких социальных условий, которые подрывают его самоуважение.

Отсюда становится понятно, почему иные люди стремятся быть членами групп, которые, порой, не отвечают даже минимальным требованиям общественных НОРМ (например, маргинальные группы, шайки, банды, преступные сообщества). В них они чувствуют себя принятыми и признанными. Там они находят одобрение своим поступкам, и чувствуют себя оцененным другими. Такое самоуважение, однако, достигается за счет интересов людей, не входящих в данную группу, которая считает себя самой лучшей (конесно, по своим критериям совершениства).

Но, как отмечает Джон Ролз, в общественной жизни важно, чтобы граждане взаимно уважали цели друг друга и притязания друг друга. Именно в этом случае поддержание их самоуважения реализуется на основе ПРИНЦИПОВ СПРАВЕДЛИВОСТИ. Согласно Ролзу именно отрицание принципа совершенства как основы ОТНОШЕНИЙ между людьми подготавливает путь к их взаимодействию на основе принципов справедливости.  Ведь стремление к совершенству рано или поздно уводит человека от бытия самим собой. Волей-неволей стремление быть лучше выльется в стремление казаться лучше. То есть восторжествует ГОРДЫНЯ. А ради ее поддержания, ради того, чтобы не "потерять лицо", чтобы сохранить в сиянии собственные маски и фасады (по сути, чтобы избежать ТРЕВОГИ ФРУСТРИРОВАННОЙ ГОРДОСТИ), человек готов идти на многое, нередко на унижение других и на попирание их ИНТЕРЕСОВ.