quote Личность в каждое мгновение своего существования находится в процессе
становления, так как личность... только тогда является таковой, когда она
идет к тому, чтобы стать личностью
Серен Кьеркегор

Человек толпы и человек-личность

ЧЕЛОВЕК ТОЛПЫ

Растворение в общности (принадлежность к общности как универсальное средство для обладания защитой от всевозможных тревог).

В основе же их тревоги - с одной стороны, страх СВОБОДЫ и ОТВЕСТВЕННОСТИ, с другой - ощущение бессилия и невозможности своими руками КОНТРОЛИРОВАТЬ не только общественные процессы, но и нередко собственную жизнь.

Отсюда - сниженная САМООЦЕНКА, вызывающая ОТЧАЯНИЕ и ненависть к самим себе, требующие канализации этой ненависти на внешние объекты (на "врагов"), а также приобщения к некой общности.

Для растворения в общности необходимы КОНФОРМИЗМ, отказ от свободы и ответственности.

ИДЕНТИЧНОСТЬ человека ТОЛПЫ - внешняя, основанная на общности со "своими".

Такие же внешние САМООЦЕНКА и ГОРДЫНЯ.

Разделение людей на "своих" и "чужих" ("врагов") и все более радикальное разграничение, позволяющее канализировать НЕНАВИСТЬ с самих себя на "врагов".

Ценности общности (к которым может относиться ненависть к "врагам", беспощадность и т.д.) преобладают для ее членов над общечеловеческими!!!

Вместо критического мышления такие люди склонны к "РЕТРАНСЛЯЦИИ" суждений и формуд, которые они получают из СМИ (в первую очередь, из телевизора) и от других людей ("своих" - в частности, через социальные сети), к распространению МЕМОВ. Это дает не только общие темы для разговоров (что служит заполнению времени и ПУСТОТЫ собственного бытия), но и способ распознавания "своих" и "чужих", а также некий СУРРОГАТ СМЫСЛА.

Передача ОТВЕТСТВЕННОСТИ власти, фюреру (см. БОЛЬШАЯ ГРУППА И ЕЕ ВОЖДЬ) в обмен на ощущение собственной значимости (ГОРДЫНЯ). Отсюда понятна огромная значимость для людей того, что называется в современной России "поднятием с колен".

Творение ЗЛА, осуществляемое, в основном, не напрямую, а опосредованно - подыгрывая власти в ее НЕСПРАВЕДЛИВЫХ делах. Напрямую творят зло непосредственные ставленники власти, те, кто пользуется своим положением, чтобы, попирая интересы других людей и ПРИНЦИПЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ, „работать“ на себя и на „хозяина“.

В целом же, если глаза человека не горят огнем творческого преображения РЕАЛЬНОСТИ, то в них начинают отражаться огни преисподней, которые зажигают взоры нечистоплотных властителей и их пособников.

***

Человек толпы - понятие условное. В действительности мы имеем дело с обычным человеком, который в силу множества причин подвержен КОНФОРМИЗМУ и, будучи податлив влиянию извне, разделяет с большинством (со "своими") различных верований и УБЕЖДЕНИЙ. При определенных условиях человек подвержен влиянию толпы, когда он говорит и поступает, как "все". Это влияние толпы продолжается и в обычных житейских ситуациях. Человек ведь не автомат, поэтому он продолжает и в кругу семьи, и в других ситуациях транслировать идеи толпы. Это приводит ко многим внутренним конфликтам.

Человек толпы вынужден постоянно подстраивать свое сознание под то, что он думает, слышит, ретранслирует и делает, будучи частью толпы. Так как политическая конъюнктура может меняется стремительно, то "народу" могут вместо прежних "врагов" предлагаться новые, или прежние друзья могут вдруг "стать" врагами. Поразительно, насколько гибко и быстро реагирует "народ" на новые информационные вбросы и установки, на смену линий и приоритетов власти. "Народ" ведет себя при этом, как металлические опилки, мгновенно меняющие ориентацию при смене магнитного поля.

Однако в результате таких быстрых перемен в сознании каждого представителя "народа" возникает когитивный диссонанс (состояние, когда привычные знания конфронтируют с порой им радикально противоположной актуальной информацией, вызывая порой сильнейшее беспокойство). Для успокоения человека его БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ принимает в себя то, что мешает ему воспринимать и принимать актуальное. Привычное и знакомое ВЫТЕСНЯЕТСЯ или ОТРИЦАЕТСЯ, чтобы "не мешать" разделять с другими ("своими") актуальные верования и убеждения.

Деяния и высказывания человека толпы могут вступать в противоречие с СОВЕСТЬЮ. Это имеет место, когда слова и поступки, совершаемые вместе с "народом" противоречат интегрированным в совести ЦЕННОСТЯМ. Результатом будет пробуждение ЧУВСТВА ВИНЫ или СТЫДА, а также снижение самооценки. Для того, чтобы успокоить свою совесть, человек прибегает (в основном, бессознательно) к РАЦИОНАЛИЗАЦИИ - к подведению "теоретического обоснования" необходимости того, что он поступил или высказался вопреки своей совести.


ЧЕЛОВЕК - ЛИЧНОСТЬ

В чем отличие его от представителя массы, ТОЛПЫ, "народа", нации.

Возможность делать жизнь своими руками, КОНТРОЛЬ!!! Возможность изменять самому то, что можно и нужно изменить.

Критическое восприятие РЕАЛЬНОСТИ, жизнь в ней (насколько это возможно - осуществление контроля) а не бегство от нее (в частности, за счет ВЫТЕСНЕНИЯ, ОТРИЦАНИЯ или ВРЕМЕННОЙ ДИССОЦИАЦИИ); поиск альтернативных истчников информации.

Опора на СОВЕСТЬ и на БАЗОВЫЕ (ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ, "БОЖЕСТВЕННЫЕ") ЦЕННОСТИ.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свою жизнь, за будущее своих детей, семьи, страны.

СВОБОДУ принимают как данность, не пытаясь спрятаться от нее в ТОЛПЕ или под дланью правителя-тирана.

ОБЩЕНИЕ (КОММУНИКАЦИЯ) с другими на основе ДИАЛОГА, попытка ПОНИМАНИЯ другого, точнее, его ПОСТИЖЕНИЯ.

Обращение с другими людьми на основе ПРИНЦИПОВ СПРАВЕДЛИВОСТИ.

ИДЕНТИЧНОСТЬ преимущественно внутренняя, основанная на интегрированных в совесть ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ к людям, которые отличаются от него, допущение и принятие этих различий.

См. также "САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И ОТНОШЕНИЯ".