Печаль, грусть, тоска
Мне грустно и легко; печаль моя светла...
Александр ПушкинМеня преследуют две-три случайных фразы,
Весь день твержу: печаль моя жирна...
Осип Мандельштам
ПЕЧАЛЬ
Вот какие определения дают словари...
Словарь Ушакова: Скорбно-озабоченное, нерадостное, невеселое настроение, чувство.
Словарь Ожегова: Чувство грусти, скорби, состояние душевной горечи.
Этимологический словарь Фасмера: "забота", "скорбь, грусть".
Печаль является достаточно светлым чувством, которое человек испытывает от того, что он представляет себе в будущем существенные изменения крайне значимых для него обстоятельств.
Например, предстоящий уход из жизни близких людей... Но лица их у нас всегда перед глазами и в душе переживаем мы вновь и вновь приятные эмоции, которые переживали когда-то (или переживаем сейчас) с этими людьми.
Или взросление ребенка, когда мы представляем его себе большим, покидающим родительский дом, а в душе переживаем вновь и вновь многие радостные и трогательные моменты, связанные с нашим растущим малышом.
Или то, что мы сами становимся старше, что когда-то нас ждет старость - а в душе мы такие же молодые, как когда-то...
Или предстоящий выход на пенсию, когда у нас уже не будет возможности быть столь значимыми и влиятельными, когда мы не будем уже днями напролет (как теперь) тесно общаться с любимыми коллегами...
Или переезд в другие места, когда в прошлом останутся друзья, знакомые дома и улицы, привычный запах подъезда и приятное тепло своей квартиры зимними вечерами...
Печаль относится к событиям, которым еще только предстоит произойти, но которые нами представляются как бы уже произошедшими.
Смещение фокуса внимания на печаль в рамках ВРЕМЕННОЙ ДИССОЦИАЦИИ может являться одной из распространенных попыток защититься от тревоги.
ГРУСТЬ
Словарь Даля: Скорбь, горесть, печаль, тоска, томленье, сокрушенье, соболезнованье.
Словарь Ушакова: Чувство легкого томного уныния, тоскливой печали
Грусть, как и печаль, является в основном кратковременным, не особенно интенсивным и чаще неглубоким переживанием. Она возникает, когда человек оказывается неудовлетворён в каких-либо аспектах своей жизни, когда он ощущает, что желаемое оказывается тем или иным образом неисполнимым, а цель недостижимой. То есть, надежды на что-то оказались разбитыми, чаяния нереализованными, а сейчас мы грустим, потому что нам жалко именно наших развеянных фантазий.
Грусть - это чувство в отношении прошедшего.
Грусть может иметь мотивирующую функцию, обладая более или менее существенной мотивационной силой. Человек, ощущающий чувство неудовлетворенности и переживающий его как грусть, будет стремиться изменить свою ситуацию к лучшему, чтобы избавиться от неприятных душевных ощущений. Действия человека будут направлены, таким образом, на устранение грусти - часто на исполнение своих желаний, достижение определенных целей, на пути к которым возникли препятствия.
Но важно при этом иметь в виду, что неудовлетворенность в связи с недостижимым или нереализуемым может быть вызвана объективными причинами. То есть внешними или внутренними обстоятельствами, которые человек не в состоянии преодолеть или контролировать. Тогда стремление во что бы то ни стало изменить такую ситуацию приведет к еще большим разочарованиям и еще более глубоким и неприятным переживаниям. Поэтому нередко приходится изменять не ситуацию, а самого себя, свое отношение к реальности.
В грусти своей стоит всегда обращаться к экзистенциальной мудрости, которая гласит, что необходимо "принять то, что не в силах изменить". Такое отношение к себе и миру не обязательно избавит нас от грусти, но вполне в состоянии изменить сам характер грусти. Она станет грустью "тихой и светлой". Подобно грусти о том, что молодость проходит, что навсегда ушедших близких уже не вернуть никогда...
И грусть, и тоска показывают нам наглядно, что, как сказал Сенека, "нас мучит и будущее, и прошедшее..., никто не бывает несчастен только от нынешних причин".
Вот что пишет об этом Владимир Янкелевич:
"Грусть о прошлом так сладка, что мы иногда искусственно вызываем ее в самом настоящем благодаря колдовской силе отсутствия или разлуки; в романах и трагедиях разлука, расставание, смерть и препятствие используются для того, чтобы придать жизни благородство и определенность, выявить форму бесформенности; мы воображаем, что живой человек уже умер, и представляем себе его где-то далеко в прошлом, предвосхищая посмертное ретуширование, которое оправдает, облагородит и сделает более привлекательным его прозаическое существование. Уже на этом свете мы предвкушаем то благородное достоинство, которое смерть придает любому человеку.
Ребенок становится нам особенно дорог, когда мы представляем его как грядущее прошлое, как будущее прошедшее, которого нам будет жаль, ведь ребенок в первую очередь обречен стать прошлым
И юность тоже является неуловимым обаянием, нельзя быть молодым и одновременно ценить юность: юность в настоящем, эта бессознательная юность не очень-то хочет быть молодой; когда это чарующее прошлое было настоящим, в нем не было ничего особенно очаровательного! Подобно тому как благодатный Юг является потерянным раем, созданным жителями Севера, юность — это золотой век, придуманный уже зрелыми людьми; если только это не вздорная болтовня для профессиональных недорослей или для преждевременно слабоумных юнцов".
Грусть становится спутником человека после того, как он сумел справиться со своим ГОРЕМ. Чрезмерное внимание грусти в рамках ВРЕМЕННОЙ ДИССОЦИАЦИИ может являться одной из распостраненных попыток защитиься от тревоги.
ТОСКА
"Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности,
невозможность примириться со временем".
Николай Бердяев
Словарь Даля: стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь.
Словарь Ушакова: Сильное душевное томление, душевная тревога в соединении с грустью и скукой.
Словарь Дмитриева: Тоской называют неприятное чувство, которое испытывает человек, когда сожалеет о каком-либо плохом событии, которое уже случилось, или постоянно думает о чём-либо неблагоприятном, что может случиться в будущем.
Тоска является сильным, интенсивным и продолжительным негативным чувством. Она характеризуется крайней неприятностью переживаний.
Согласно определению Спинозы, тоска - это "неудовольствие, относящееся к отсутствию того, что мы любим".
Мы можем испытывать влечение и к людям, и к предметам, и к ситуациям, и к местам, и к переживаниям. Тоска одолевает нас, когда в силу тех или иных причин недосягаемый предмет нашего влечения обладает чрезмерной значимостью для нас. При этом мы осознаем, что нам, скорее всего, не удастся достичь желаемого (по крайней мере в том виде, в каком мы себе желаемую ситуацию воображаем) - хотя желаемое может быть потенциально достижимо. Особенно сильны эти ощущения, когда человек считает, что именно судьба, рок, фатум делают так, что ему не суждено достичь желаемого.
Чувство тоски подпитывается воспоминаниями или фантазиями. В тоскливом состоянии внимание человека сосредоточено на прошлом (которое, увы, не вернуть) или на том, что „неплохо бы если было бы“ в будущем. Возможностям настоящего уделяется гораздо меньше внимания.
Тоска, делающая человека пассивным, может при определенных обстоятельствах подвигнуть человека на поступок - но чаще на поступок, который должен, скорее, освободить человека от неприятных переживаний, чем радикально изменить его ситуацию. Здесь поступок - скорее, бегство от тоски, чем прорыв в будущее, которое сам конструируешь. С тоски человек может наделать массу глупостей. Ситуация будет изменена - но часто так, что человек впоследствии будет очень жалеть о содеянном. Радикальным средством от тоски является уход из жизни.
Бесплодные фантазии, которые сопровождают тоску, не в состоянии мотивировать на конструктивные действия. Мотивационной силой обладает мечта. Поэтому если она займет место фантазии, то место тоски займет стремление, которое в состоянии подвигнуть человека к поступку, призванному изменить ситуацию в пользу желаемого будущего.
Но первым шагом выхода из тоски должно быть принятие невозможного - то есть человек должен "отпустить" то любимое, что не может ему принадлежать. Лишь тогда можно уверенно сделать второй шаг - сосредоточиться на настоящем и устремиться в будущее.