quote Если приходится выбирать между безопасностью и развитием, то выбор,
как правило, делается в пользу безопасности. Интересы безопасности
доминируют над интересами развития
Абрахам Маслоу

Понимание и картина мира

Карл Роджерс отмечает, что предсказуемость мира и внутренняя согласованность представлений о себе и мире являются важнейшей ценностью для человека, путь к которой лежит через развитие мыслительных процессов. "человеку необходимо правильно понимать происходящие в социуме события и максимально точно предсказывать их развитие, что делает мир понятным и предсказуемым, - пишет Роджерс, - Ради достижения этой цели человек готов на многие временные неудобства".

Обяснительная функция интеллекта способствует ослаблению страха (приклеивание ярлыков упрощает жизнь)… Создание схем даёт как бы лучшую ориентацию в себе и в мире… Но это только на первый взгляд.

Роль интеллекта в понимании мира, самого себя и других людей, разумеется, велика, однако не стоит ее переоценивать. "Главной целью абстрактного, аналитического мышления, - пишет Абрахам Маслоу, - является максимально возможное упрощение – формула, диаграмма, карта, чертеж, схема, рисунок, определенные виды абстрактной живописи, В результате растет наше господство над миром, но за это мы должны расплачиваться неспособностью воспринимать все его богатство".

Мартин Хайдеггер отмечал, что понимание мира невозможно без понимания экзистенции, то есть процесса бытия сущего в мире. При этом он подчеркивал, что такое понимание всегда носит "набросковый" характер, то есть никогда не может быть завершенным. Такое "набросковое" понимание направлено на открывающиеся ежемоментно возможности и отражает "умение быть".

Человек в любой момент своего бытия может принять некую текучую бытийную сущность за застывшую истину в последней инстанции. Хайдеггер называет это "заблудиться и обознаться". Но "умение быть" всегда оставляет человеку возможность "снова найти себя в своих возможностях".

"Понимание как умение быть целиком и полностью пронизано возможностью", - пишет Хайдеггер, и далее добавляет, что человек как бытийная сущность "получает свою конституцию через понимание и его характер наброска... Поскольку он есть то, чем становится или не становится, он может, понимая сказать себе самому: "стань тем что ты есть". Понимание даёт, таким образом, возможность формировать себя.

Карл-Густав Юнг подчеркивал, что "интеллект полезен в своей области, но вне ее он превращается в подобие шарлатана-фокусника, особенно когда пытается манипулировать ценностями". То есть ориентация исключительно на интеллектуальные заключения может существенно ограничить понимание и восприятие реальности (включая самого себя). Ведь, согласно Юнгу, для понимания любого процесса, любой ситуации важно именно  "ценностное качество, а именно - тон его эмоциональной окрашенности... Именно благодаря "аффекту" субъект становится сопричастным реальности и начинает ощущать всю ее весомость".

Карл Роджерс назвал индивидуальную картину мира, которая развивается, выстраивается человеком из разрозненных образов, укорененных в детстве, "миром-для-себя". Такая картина мира представляет собой сочетание представленных в ней реальных объектов действительности и неких субъективных представлений и убеждений. "Мир-для-себя" характеризуется определенной степенью искаженности как в отдельных представлениях, так и в системе их взаимосвязи и взаимодействия. Оба эти свойства индивидуальной системы мира определяют степень ее соотвествия реальности, то есть объективной картине мира.

Абрахам Маслоу отмечал в этой связи, что "то, что мы называем "знанием" (которое, как правило, чрезвычайно абстрактно, вербально и четко определено), зачастую не дает нам увидеть те части реальности, которые остались за пределами абстракции. То есть оно дает нам возможность лучше увидеть одни вещи, не позволяя разглядеть другие".

Понимание человеком мира или другого человека является некой "смесью" представлений о реальных фактах и всевозможных эмоциональных и интеллекутальных образов, не имеющих никакого или очень малое отношение к реальности. Немалую роль в формировании таких образов играет ПРОЕКЦИЯ (то есть перенос на мир и его объекты собственных опасений, страхов, предрассудков). Однако человек чаще всего уверен в своей правоте, то есть в "истинности" своей картины мира, не отдавая себе отчета в том, что именно он, а не мир или другой человек  в большей степени в ответе за то, что сложилась именно такая картина мира.

Иногда человеку бывает уютно в "мире-для-себя", в котором он не чувствует тревогу и ощущает себя в безопасности. Но порой этот мир оказывается ограничивающим возможности и свободу человека в силу искажения реальности.

Человек, взаимодействуя с миром и другими людьми, получает и анализирует информацию из мира реального, что сказывается в той или иной степени на перестройке "мира-для-себя". Именно в процессе своего опыта человек получает возможность не только принимать более адекватные решениея и предпринимать более адекватные шаги, но и делать свою "карту мира" более адекватной. То есть, «мир-для-себя» является динамическим образованием.

И именно за человеком остается выбор, оставаться в неизменном "мире-для-себя" или открывать его навстречу МИРУ РЕАЛЬНОМУ.

 

***


Познание человеком СВОЕГО МИРА представляет собой процесс создания системы внутренних конструктов, которые адекватно отражают и внешний мир, и отдельные ситуации, в которых человек оказывается. Если эти конструкты помогают человеку лучше адаптироваться к своей реальности, более адекватно реагировать на нее и более эффективно реализовывать свои проекты (двигаясь по пути СТАНОВЛЕНИЯ в направлении ОБРАЗА БУДУЩЕГО). 

САМОВЫРАЖЕНИЕ (которое не обязательно требует присутствия слушателей или зрителей) является основой понимания человеком и себя, и своего мира. Впрочем, лучше говорить (как мы уже упомянули) не о понимании, а о процессе познавания и постижения. Человек старается воплотить невыразимое (свои чувства, эмоции, желания, стремления) в некую систему знаков. 

Это могут быть слова. Вербальное самовыражение требует от человека максимальной отточенности тех значений, которые он вкладывает в слова. Без этого его сообщение (или самосообщение - разговор с самим собой) будет размытым и мало что даст (если вообще даст, а то и помешает) процессу постижения человеком своего внутреннего мира, своей СИТУАЦИИ.

Поэзия, хотя и выражется словами, стоит все же особо, поскольку "сочетание слов" (Максимилиан Волошин), лежащее в основе поэзии, не есть сухое трактование человеком своего внутреннего мира, своего восприятия мира внешеного. Поэтический язык - это попытка с помощью слов, ритмов, рифм выразить переполняющие человека эмоции.

Скульптура и живопись - еще одна возможность выразить свои переживания.

Язык тела выражает внутренний мир человека пластикой движений, например танцем или жестами (восторга, печали, благодарности, смирения, почтения).

Музыка является еще одной системой знакового выражения человеком всего того невыразимого, что кипит в его душе. Мелодии, звуки, ритм описывают переживания человека.

Для самовыражения человеку вовсе не обязательно самому писать стихи, картины или музыку. Он может напевать (или наигрывать) ту или иную мелодию, отвечающую его переживаниям, декламировать стихи (вслух или про себя), которые отражают его настроение. Тексты песен, которые напевает человек, могут еще больше вводить его в резонанс с собственными эмоциями. Любуясь картинами или скульптурами, человек познает не только (и не столько) художника или скульптора, сколько самого себя. Человек при этом, самовыражаясь, как бы заново создает произведение искусства и оттачивает свое понимание, точнее ПОСТИЖЕНИЕ мира (под которым я понимаю процесс познания, осознания и построения адекватной картины мира).