quote Стремление к обладанию чем-либо связанo с иллюзией постоянства (и неразрушимости
материи). И хотя мне кажется, что я обладаю всем, на самом деле я не обладаю ничем,
так как мое обладание, владение объектом и власть над ним - всего лишь
преходящий миг в процессе жизни
Эрих Фромм

Радость

"Жизнь – это подарок:
возьмите его, разверните его,
поблагодарите за него,
пользуйтесь и наслаждайтесь им"
Виктор Франкл

“За радость тихую
дышать и жить
кого, скажите,
мне благодарить?”
Осип Мандельштам

Радость определяется в словарях в основном как чувство веселья и удовольствия. Но, я думаю, что подобные определения умаляют содержание и значение радости, ибо она не просто свидетельствует об определенном уровне удовлетворенности человека, но и дает ему необычайно мощный заряд витальности (жизненной силы), который сопровождает человека на путях его бытия.

Попробуем разобраться, что же представляет собою радость.

***

Мне кто-то рассказал историю про двух девочек, которые играли в "Акулину" (это такая простая карточная игра, при которой играющие вытягивают друг у друга по очереди карты, сбрасывают парные, а проигрывает тот, у кого останется на руках дама пик). Так вот, одна маленькая девочка, которую только что научили этой игре, страшно обрадовалась, когда у нее осталась пиковая дама.  Ее старшая сестренка ей объяснила, что пиковая дама - это плохо. И радость сменилась тут же потоком слез. Эта история иллюстрирует один из аспектов радости. А именно: переживание радости зависит от перспективы, то есть имеет значение точка зрения на ситуацию.

Второй аспект радости - выделение радующего зерна из общего фона бытия. Иллюстрируют жтот аспект картинки, в которых на фоне одного объекта скрыт другой объект. Вот, например, всем наверняка хорошо занкомая картинка. Что здесь изображено: старуха или молодая женщина?

Лицо старухи сразу бросается в глаза,

отвернутый от нас профиль девушки открывается, как правило, несколько позже.

Раз научившись выделять из одного объекта другой, уже невозможно разучиться делать это. Однако человеку свойственно по преимуществу обращать внимание на один из этих объектов.

Или (для большей убелительности) вспомним знаменитый пример со стаканом воды. Человек решает для себя сам - огорчаться ли тому, что стакан наполовину пуст, или радоваться той воде, которая заполняет половину стакана.

Я хочу сказать этим, что восприятие радости - не только следствие восприятия радующего аспекта события. Радость - это процесс активный. Человек может "заставить" себя радоваться. Иными словами, радость – это вопрос настроя и активной подстройки, в отличие от удовольствия. Ведь телу не прикажешь получать удовольствие, а сердце может возрадоваться, если человек этого захочет.

***

Умение радоваться можно назвать вслед за Ирвином Яломом "гедонистическим решением вопроса СМЫСЛА". Это решение состоит просто в том, чтобы жить полно, сохранять свое чувство удивления чудом жизни, искать радость в глубочайшем из возможных смыслов – в бытии как таковом. Это соответствует категории ценностей переживания Виктора Франкла, которые мы рассматриваем в разделе, посвященном СМЫСЛУ.

Стоит отметить, что гедонизм, согласно Ялому, отличается возможностью реализовываться и в других смысловых схемах - будь то творчество, любовь, альтруизм, преданность делу: „они могут рассматриваться как значимые благодаря тому, что они, в конечном счете, доставляют радость... Даже поведение, казалось бы, нацеленное на боль, неудовольствие или самопожертвование, может быть гедонистическим, поскольку человек может рассматривать его как "капиталовложение" в предстоящую радость“.

Еще одно важное замечание: радость напрямую связана с благодарностью. Человеку радостно, когда он может сказать „спасибо“ кому-то, кто способствовал его позитивным переживаниям. При этом этот "кто-то" может быть как конкретным человеком, так и весьма отвлеченным объектом, явлением природы, некой надчеловеческой силой. Недаром во многих религиях имеется традиция начинать день с благодарственной утренней молитвы.

***

Радость в детстве присутствует сама по себе, а во взрослом состоянии радости надо нередко учиться заново. Это происходит оттого, что, взрослея, мы все больше внимания уделяем не радостности события вообще, а выделяем для себя некие "значимые" составляющие жизни, которых мы вожделеем и ищем в происходящих с нами событиях. Так мы делаем безусловную радость обусловленной.

Если ощущения радости обусловлены (а это часто бывает, когда люди стремяться если и не к изыскам, то к неким особенным впечатлениям или времяпрепровождениям), то возможность радоваться резко сужается, сводясь все к тем же удовольствиям, то есть не к душевным, а телесным ощущениям "приятности".

Поэтому главная задача зрелого человека – не отучить своих детей (и снова научить самих себя!!!) радоваться простым вещам: природе, солнцу, запахам цветов, шуму ветра, общению с близкими людьми... Человеку, желающему быть счастливым, необходимо пройти ПУТЬ К РАДОСТИ.

***

Радость дает человеку позитивный настрой и заряжает его энергией для осуществления осмысленных поступков. Она служит основой для переживания СЧАСТЬЯ.

Если радости нет, ее место занимают ТОСКА и УНЫНИЕ. Тогда вся жизнь и все проявления ее кажутся человеку бессмыссленными и мрачными. И нет сил и желания что-то предпринимать.

Для иллюстрации напоследок - картина Васнецова "Сирин и Алконост", птицы печали и радости...