quote Человек постоянно стоит перед судом, судья на котором – он сам. Данная
ситуация вызывает тревогу (в относительных терминах тревогу вины,
в абсолютных – тревогу самоотвергания, самоосуждения),
которая выливается в отчаяние
Пауль Тиллих

Любопытство

Любопытство как проявление познавательной потребности в МОДУСЕ ОБЛАДАНИЯ призвано обеспечить человеку преимущество в его конкуренции с другими людьми. Любопытство в этом случае сродни страсти к наживе, накоплению и к удовлетворению ТЩЕСЛАВИЯ.

Еще Ф. Ларошфуко выделял две разновидности любопытства: своекорыстное (внушенное надеждой приобрести полезные сведения) и самолюбивое (вызванное желанием узнать то, что неизвестно другим). Обе стороны любопытства отражают стремление приобретать – будь то сведения, информация или конкурентоспособность, возможность быть „лучше, круче, сильнее“ других.

Обладание некой „самой точной и достоверной“ информацией должно, по мнению некоторых, позволить им обладать КОНТРОЛЕМ над другими людьми, над ситуацией и над будущим в целом. Это стремление нередко является причиной склонности человека к „шпионским страстям“. Люди буквально охотятся за информацией, порой не гнушаясь ничем и не останавливаясь ни перед какими препятствиями. Это стремление проявляется как на уровне отдельных людей, так и на уровне целых государств. Не даром говорится: „кто владеет информацией, владеет целым миром“.

Любопытство реализуется в модусе обладания, что неизбежно вызывает соответствующие импульсивные стремления (например, к получению и накоплению знаний), а также связанные с этим ОЖИДАНИЯ и страхи. Например, опасение, что другой может опередить; что то, что узнал, либо не совсем то, что нужно, либо недостаточно для того, чтобы иметь преимущество перед другими; либо узнал слишком поздно (или просто позже, чем другие). В результате стремление познавать теряет свою непосредственность, и на смену радости познания приходит иллюзорное ощущение как собственной исключительности так и защищённости за счет превосходства над другими.

Любопытство может проявляется как накопительство также и в склонности к смене мест и впечатлений (спектр здесь велик: от страсти к путешествиям до дромомании). В то же время, отмечает И.И.Лапшин, склонность к путешествиям также тесно связана со стремлением к перевоплощению. В этой тенденции проявляет себя творческая черта любопытства: примеривание на себя других ролей в других обстоятельствах (или просто сбрасывание с себя маски своей каждодневной роли).

Многим свойственно любопытство не в отношение реального, а по отношению к тому, что, по мнению таких людей, может пролить свет на будущее или подсказать, как поступить в настоящем. Я имею в виду увлеченность всевозможными знаками, приметами. Как пишет И.И.Лапшин, „нумерология, числовое и буквенное суеверие призваны возбуждать надежду дешифрировать при помощи числовых аналогий истинную суть всех явлений природы, обнаружить скрытую связь между буквами слов или слогами и понятиями и вещами“. Внимание таких людей отвлекается на поиски таких знаков и символов – а реальности, ФОКУСУ БЫТИЯ не достается порой ничего.

То, что называется праздным любопытством, является банальным потребительством. Об этом можно говорить, когда человек пассивно и без особого разбора поглощает информацию, стараясь таким образом структурировать свою жизнь и избавиться от тревоги бессмысленности. Информация при этом часто остаётся просто фоном, не затрагивая ни души, ни разума (как это бывает в случае праздных зевак). Сюда можно отнести погоню за сенсациями (первым узнать и рассказать другим – значит быть лучше, важнее других). Но нередко, читая о звездах и элите, человек не только удовлетворяет свою жажду любопытства, но еще и начинает чувствовать себя причастным к жизни, увиденной как бы в замочную скважину (с помощью глянцевых журналов, шоу, сплетен).

Любопытство можно рассматривать также как некий СУРРОГАТ СМЫСЛА. Погоня за сенсациями может быть лишь средством заполнения вакуума, пустоты собственной жизни. Это касается и межчеловеческих отношений, когда стремление к новому и как бы непознанному ведет к частой смене партнеров и делает отношения неким спортивным мероприятием или коллекционированием (см. ОТНОШЕНИЯ И ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ).

В результате удовлетворения любопытства не происходит ни внутреннего роста, ни прорыва человека на новые уровни своего личностного развития (СТАНОВЛЕНИЯ). Этот прорыв, однако, может состояться, если рассмотренные потребительство и накопительство, свойственные любопытству, перерастут в ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, в истинную тягу к познанию и ПОСТИЖЕНИЮ.

В такие моменты что-то вдруг человека „заденет за живое“, и он отдаст себя радости познания. Или в результате накопление определенного информационного материала (знаний) может достичь некой “критической массы“, что может привести к внезапному открытию человеком чего-то важного в самом себе – к открытию новых СМЫСЛОВ, требующих совершенно другого подхода к жизни. То есть любопытство можно рассматривать (пусть лишь в каких-то случаях и в какой-то степени) в качестве поиска путей преодоления смыслового вакуума.


***


Еще один аспект познавательной потребности в модусе обладания проявляет себя в увлечении гаданиями и приметами. Человек, получая предсказания о своем будущем или будущем своих близких (или врагов), уменьшает для себя чувство неопределенности. Предсказанное будущее уменьшает тем самым ТРЕВОГУ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Конечно, предсказания - это всегда лишь иллюзия, даже если предсказания эти основаны на самых научных и точных приметах или на ИНТУИЦИИ.

Человек подменяет „обладанием“ неким знаком или символом грядущего то, что происходит с ним „здесь и сейчас“. Ища такие знаки, человек может запросто проглядеть РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, которые он может найти в ФОКУСЕ БЫТИЯ. Опираясь на приметы, человек может принимать РЕШЕНИЯ, которые противоречат не только принципу реальности, но и принципиальным ИНТЕРЕСАМ человека, что, вне всякого сомнения, в состоянии поставить под угрозу реализацию планов человека и изменить все его будущее.