quote Чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности,
человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? –
что я сделал? – чем я стал?
С.Л. Рубинштейн

Рост, развитие, самоактуализация

"Личность в каждое мгновение своего существования

находится в процессе становления,

так как личность только тогда является таковой,

когда она идет к тому, чтобы стать личностью".

Серен Кьеркегор

Если обратиться к словарям, то „развитие“ в буквальном смысле означает „разматывание, расплетение“ чего-то изначально скрученного или сплетенного. Иными словами, всё, что должно в итоге стать раскрученным, существует уже в готовом виде и ждет лишь своего часа, чтобы развернуться во всю свою ширь. В этом смысле нам грозит понимать развитие как нечто жестко детерминированное.

Подобный взгляд отказывает человеку в инициативе и умаляет, а то и вовсе отрицает, творческую роль его личности, его свободу и ответственность. „Мы не можем думать об индивиде, как о всецело предопределенном, поскольку эта формулировка означает детерминацию исключительно внешними для личности силами“, - пишет Абрахам Маслоу.

Поэтому другая точка зрения рассматривает жизнь человека как жизнь Героя, который, стремясь добиться цели, лежащей совсем в ином измерении по отношению к обыденной жизни, должен принимать разумные решения, делать выборы, совершенствовать свои умения и навыки, преодолеть всевозможные препятствия и совершить подвиги, чтобы в конце концов преобразиться, приобретя новые качества, поднимающие его на новые уровни развития. Герой на своих путях и в своих деяниях трансцендирует (выходит в другое измерение, чтобы достичь лежащей там цели), действуя свободно и поступая ответственно, вопреки ударам судьбы и опираясь на предоставляемые судьбой возможности.

Однако, хотя мы и не можем согласиться с фаталистическим взглядом на человека, приравниваемого к аристотелеву желудю, который стремится непременно стать дубом, мы, в то же время, не можем игнорировать и то, что заложено в человека его природой, что делает его частью всего живого.

Развитие всего живого складывается из двух взаимосвязанных процессов: роста и созревания. Рост представляет собой количественное изменение, накопление „первичного материала“, который должен достичь определённой „критической массы“, чтобы в процессе созревания претерпеть качественные изменения.

Так, гусеница набирает вес и растёт, чтобы на определенном этапе вся масса её, приземлённая и тяжелая, иногда безобразная, хотя порой не лишённая изящества форм, превратится в бабочку – в легкое и прекрасное существо, казалось бы, из совсем другого измерения.

Превращение в бабочку возможно лишь, если гусеница будет старательно и неустанно выполнять своё предназначение – поглощать то, что предназначено ей в пищу. То есть можно утверждать, что предназначение живого существа заложено в самой его природе, которая подсказывает ему, что и когда надо делать, чтобы это предназначение исполнить.

Если бы гусеница вместо того, чтобы есть, спряталась, свернулась в клубок из страха перед подстерегающими её реальными или воображаемыми опасностями, то бабочке не суждено было бы расправить свои невесомые крылья. Чтобы расти, гусенице надо отделиться от слияния с защищаюшими её листьями, выбраться на простор и делать то, что подсказывают ей инстинкты, внутренние её „голоса“.

Итак, рост подразумевает отделение. Отделение же неминуемо означает выход из уютного и безопасного состояния, столкновение с рисками, неминуемую конфронтацию с одиночеством. Можно, конечно, вернуться обратно, в уют и безопасность, но, отмечает Ялом, „компромисс между ростом и безопасностью непременно достигается за счет роста и получения нового опыта".

Прятаться в безопасном месте – значит отказаться от роста, от выполнения своего предназначения. Условие роста, таким образом, основывается на обретении мужества, преодолении страха и совладании со своей тревогой.

Абрахам Маслоу подчеркивал, что развитие человека есть процесс становления личности, который в этом разделе, представляющем собой в значительной степени обзор понятий, мы будем рассматривать под именем „самоактуализция“, поскольку человек при этом воплощает в действительность (актуализирует) как то, что заложено в нем природой и предыдущими этапами его развития, так и то, на что он способен.

Для удобства изложения в других разделах мы пользуемся термином „рост“. Под понятием "рост" мы не будем иметь в виду рост статусный или карьерный, что многим людям свойственно относить к личностному росту. Хотя, конечно, раскрытие потенциалов личности и развитие и совершенствование всевозможных задатков, может в качестве "побочного продукта" иметь и рост материальной основы данного человека и его семьи.

Под „ростом“ мы подразумеваем как количественные, так и качественные изменения свойств личности, способствующие обретению ею ряда характеристик, делающих личность соответствующей предназначению и ответственности человека. Ведь, как отмечает Лиз Бурбо, ответственность каждого человека заключается в постоянном росте и улучшении. Лиз Бурбо добавляет, что именно для этого мы находимся на Земле.

Сергей Рубинштейн подчеркивал, что личность человека формируется благодаря тому, что человек предпринимает в своей жизни: „чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал?“.

Конечно, люди в своих поступках и обхождении с ближними нередко проявляют не лучшие свои качества, что позволяет рассматривать человеческую природу под довольно пессимистическим углом. Как, например, Артур Шопенгауэр, высказывание которого мы здесь приводим: „При оценке  какого-либо человеческого индивидуума следует иметь постоянно в виду, что основа его есть нечто такое, что вовсе не должно было бы  существовать, нечто греховное, извращенное, то, ради чего он повинен смерти; это скверное основное свойство характеризуется даже в том обстоятельстве, что никто не  выносит, чтобы на него  внимательно смотрели“.

Однако он тут же оговаривается: „Отправляясь из этой точки зрения, будешь судить его снисходительно, перестанешь удивляться, если порою пробуждаются и выглядывают сидящие в нем бесы, и сумеешь лучше оценить то хорошее, что, благодаря ли уму или чему иному, все-таки в  нем имеется. А во-вторых, следует подумать и принять во внимание, что жизнь есть в сущности состояние нужды, а часто и бедствия, где всякий должен домогаться и бороться за  свое существование, а потому и не может постоянно принимать приветливое выражение“.

То есть, даже пессимисты (или "хорошо информированные реалисты") не могут отрицать возможности того, что человек в состоянии БЫТЬ САМИМ СОБОЙ, совершенствовать свои проявления, расти, становиться лучше - можно даже смело сказать: СТАНОВИТЬСЯ человеком.

И каждый из нас может помочь другому стать лучше (точнее, реализовать лучшее, человеческое в самих себе). Это совсем не трудно. Как писал Иоганн-Вольфганг Гете, «если мы относимся к людям так, как будто они уже таковы, какими они потенциально способны быть, мы помогаем им стать такими, какими им следует стать».

В этом видео показаны взаимоотношения роста и тревоги