quote Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой
и составляет, по сути, человеческую жизнь. Биологическая судьба представляет
собой материал, который приобретает форму под воздействием свободного
человеческого духа, то есть под влиянием того, ради чего, с точки
зрения человека, он существует
Виктор Франкл

Ответственность

Границы свободы и ответственности совпадают,
как две стороны одного листа бумаги.
Только там, где я свободен,
где мною свободно приняты решения,
свободно совершены действия,
я и отвечаю за них и их последствия.
И наоборот – я могу быть ответствен только за то,
в чем проявилась моя свобода“
Г.Л. Тульчинский

"Я уяснил, что значит быть свободным.
Я разобрался в этом чувстве трудном,
Одном из самых личных чувств на свете.
И знаете, что значит быть свободным?
Ведь это значит быть за все в ответе!"
Леонид Мартынов


ЧУВСТВОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ можно назвать внутреннее ощущение обязанности отвечать за то, что происходит в жизни в результате собственных поступков, и готовность отвечать за это.

Первое, что необходимо всегда иметь в виду, это отсутствие конечной инстанции вне человека, определяющей его выборы и принятие решений. Даже Бог, даже строгие религиозные заповеди, даже суровые родители и наставники (нередко гнездящиеся в совести человека) не являются принимающей решение инстанцией. Человек делает свой выбор сам (даже поддаваясь импульсам, указаниям со стороны или вообще отказываясь от выбора).

Лишь потом – в случае противоречащего установленным ими нормам выбора (например, действие вопреки религиозным заветам, законам, указаниям родителей) – строгими инстанциями (не в последнюю очередь – совестью человека) могут быть применены и соответствующие санкции.

Но вначале человек должен совершить поступок – ДЕЙСТВИЕ на основе собственного РЕШЕНИЯ.

Ответственность (как и свобода) являются неизменным содержанием человеческого бытия. "Я в действительности ответствен за все, - пишет Сартр, - стало быть, все происходит, как если бы я вынужден быть ответственным".

"Ответственность всегда предполагает индивидуальную свободную волю, - пишет Альфрид Лэнгле, - быть свободным означает решать самому и, таким образом, самому стать причиной следствия". „Свобода и ответственность  всегда предполагают друг друга и не могут быть разделены“, - заявлаэт Ролло Мэй. Альбер Камю пишет также в этой связи: „Чтобы знать, свободен ли человек, достаточно знать, есть ли у него господин… Античные рабы не принадлежали себе. Им была знакома свобода, заключающаяся в отсутствии чувства ответственности“.

То есть, когда мы говорим, что человек свободен, мы говорим, что он ответствен в своей свободе. Бытие предлагает человеку каждое мгновение определенную ситуацию, ставя его перед вопросом – какую возможность выбрать и как поступить. Это значит, что человек отвечает за выборы, которые он делает в своем бытии. А каждый свой выбор человек делает сам - даже поддаваясь импульсам, указаниям со стороны, строгим приказам - или вообще отказываясь от выбора (что, конечно, также является собственным выбором человека).

Альфрид Лэнгле показывает, что человек всегда стоит перед мучительной проблемой выбора: он должен принять свободное решение. Свободный поступок неизбежно подразумевает ответственность: "Быть ответственным означает быть лично причастным к происходящим событиям. Другими словами, ответственность возникает там, где что-то меня касается. Там, где от меня что-то зависит (от того, как я поступлю и поступлю ли вообще), то есть везде, где я должен принять решение, я нахожусь в самой гуще того, что называют ответственностью".

Чувство ответственности – это внутреннее ощущение обязанности отвечать за то, что происходит в жизни в результате собственных поступков, и готовность отвечать за это. Человек берет на себя ответственность, когда он видит себя источником (см. ПРИЧИННОСТЬ) всех своих поступков и решений, осознает их последствия как для самого себя, так и для других людей и для мира в целом.

Кроме того, быть ответственным – это значит быть готовым расплачиваться за негативные последствия своих поступков, быть готовым к тому, чтобы взять на себя ВИНУ.

В этом коротком вступлении мы обрисовали основные черты ответственности, которые мы подробнее рассмотрим ниже.


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ЗАБОТА О СОБСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЯХ

Для полноценной жизни человеку необходимо осознавать свои собственные нужды и потребности, заботиться об их удовлетворении, беря на себя какие-либо обязательства или выполняя их. Здесь важно знать границы своих собственных возможностей, иначе легко истощить свои ресурсы.

Карл Роджерс подчеркивает, что ответственность полезно определять как способность осознавать свои собственные потребности, и, в первую очередь, способность заботиться именно о них, хотя такой взгляд на ответственность и может показаться абсолютно эгоистичным и неприемлемым.

Роджерс указывает на один неоспоримый факт: если человек не в состоянии позаботится о самом себе, то вряд ли он сможет помочь другим людям. Недаром одна из заповедей гласит: "возлюби ближнего, КАК самого себя". Однако даже и в любви к своему ближнему, человек не должен взваливать на себя ответственность за других людей, за удовлетворение их потребностей (если, конечно, речь не идет о детях, о беспомощных) - ибо чужие потребности человеку не дано узнать никогда.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ
И ОТВЕТ НА ЗАПРОСЫ БЫТИЯ

„Жить – означает давать ответ
на запросы соответствующего момента“
Альфрид Лэнгле

Ролло Мэй приводит слова Эрвина Штрауса, который описывает человека как "вопрошающее существо": „человек не только существует, но и может задавать себе вопросы относительно самого себя и своего бытия“. На этом самовопрошании и основывается осознание себя и своего мира.

Ролло Мэй ставит еще более отчетливый акцент: „в человеке мы имеем существо, которое не только может, но и должно, если только хочет сознавать себя, задаваться вопросами относительно своего бытия“.

Человек способен не только задавать себе вопросы, но и отвечать на вопросы, которые ему задает сама жизнь. Согласно Виктору Франклу, человек – „это тот, с кого спрашивает жизнь; тот, кто должен перед ней отвечать – кто должен быть за нее ответственным“.

Конкретная ситуация, в которой находится конкретный человек, и является тем самым „жизненным вопросом“. И ответ человека на „жизненный вопрос“ своей конкретной ситуации может быть только конкретным: человек должен совершить в каждой своей ситуации поступок, осуществив выбор из числа возможностей, предоставляемых ему этой ситуацией. Человек отвечает за свои выборы, и тем самым он отвечает на вопросы, которые ему ставит бытие в каждый момент его жизни. Именно в ответственности, возложенной на человека бытием, находится ответ на эти вопросы.

Альфрид Лэнгле указывает на то, что в основе ответственной и осмысленной жизни лежит готовность человека принимать вопросы своего бытия, „позволять жизни себя запрашивать“. Быть свободным и ответственным человеком – это значит ясно осознавать, во что вмешиваешься, и о чем идет речь, когда принимаешь решения и действуешь в конкретной ситуации. "Нигде так отчетливо не проявляется, что я за человек, как в событиях, которые от меня зависят", - пишет Лэнгле.



ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ОСОЗНАННАЯ СОЦИАЛЬНОСТЬ

Ж.-П. Сартр указывал, что важнейшим условием свободы человека является его „бытие для другого“ – то есть существование в мире, населенном другими людьми, у каждого из которых имеются свои представления о мире и окружающих, свои ожидания и свои ценностные ориентиры. Это неизбежное обстоятельство задает человеку рамки, в которых лишь и может реализоваться его свобода, являющаяся бытием в мире возможностей и других людей.

Согласно Ролло Мэю, человек „способен сознавать, что он тот, кто отвечает социальным ожиданиям, тот, кто осуществляет (или не осуществляет) выбор своих действий в соответствии с определенной моделью“. Однако свободный и ответственный человек не следует слепо и чисто механически социальным нормам и ожиданиям других людей, пытаясь порой совершить невозможное, следуя привычным поведенческим стереотипам.

Свободный и ответственный человек осуществляет выборы из реальных возможностей. Своим поступком, отличающимся самобытностью и творчеством, он дает реальный отклик на то, что происходит в его окружении.

Человек должен один нести на себе весь груз ответственности за самого себя, за свои поступки и выборы и за свою судьбу. Он не может разделить свою ответственность с кем-то другим. "Если же нам кажется, что мы разделили ответственность, - пишет Лиз Бурбо, - то с уверенностью можно сказать, что мы будем чувствовать себя виноватыми или обвиним другого, если нам не удается добиться желаемого результата".

Лиз Бурбо называет одно прекрасное средство для развития понятия ответственности в рамках межчеловеческих отношений. Человеку следует рассматривать каждого, с кем он общается, как свое отражение: "другие воспринимают от вас лишь то, что от вас исходит; ваши мысли о себе самом ощущают окружающие вас люди; вы единственный несете ответственность за то, что думаете о себе самом и ваши близкие прекрасно реагируют на тот ваш образ, который вы сами же и создали".

В этой связи Лиз Бурбо предлагает человеку ответственнее подходить к своим отношениям с другими людьми. Для этого требуется "лишь" изменить свой внутренний образ. "И то, что будет исходить от вас, сразу же изменится, - пишет Бурбо, - лю6ите себя в полную силу — и люди отреагируют и ответят вам любовью".


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ЧЕСТНОСТЬ ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ

Карен Хорни указывает, что человеку необходима „обычная, простая честность в ответах самому себе о себе и о своей жизни. У этой честности три дела:

прямое признание себя таким, какой ты есть, без преуменьшений или преувеличений;

готовность отвечать за последствия своих действий, решений и т.п., не пытаясь "вывернуться" или свалить вину на других;

осознание, что решение твоих проблем зависит от тебя, а не другие люди, судьба или время должны их за тебя решать“.

Ролло Мэй также указывает, что конфронтация с собой, неизбежная при сознавании себя, „требует принятия ответственности и чувства одиночества, которое влечет за собой эта ответственность". Именно оттого, что человек только сам в ответе за себя и свою судьбу, острое чувство одиночества является неизбежным спутником свободного и ответственного человека. Поэтому столь важно честно признаться себе в том, что надежда на полное избавление от одиночества является не более чем сладкой иллюзией.

Ответственность в своей свободе предполагает осознание не только того, что человек сам принимает решения и совершает поступки, но и то, что любой выбор и любой поступок опираются лишь на имеющиеся возможности, которые не безграничны, также как и внутренние ресурсы и способности человека. Кроме того, человек обречен на неизвестность относительно последствий любого своего свободного поступка.

В этой связи Ролло Мэй заявляет, что ответственный человек должен быть честен по отношению к себе также и в отказе от идеи детского всемогущества и в принятии того факта, "что никогда не будет абсолютной уверенности в тех решениях, которые, так или иначе, предстоит принимать“.


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК СОВЕРШЕНИЕ ОСМЫСЛЕННОГО ПОСТУПКА,
БАЗИРУЮЩЕГОСЯ НА ЦЕННОСТЯХ

Ответственность невозможна без опоры на ценностные основы человека. Альфрид Лэнгле отмечает, что „ответственность – это ежедневное сражение за свои ценности“. Опора на собственные ценности делают жизнь человека цельной и осмысленной.

Другой аспект соотношения ценности и ответственности состоит в том, что ответственность, согласно Лэнгле, - это понятие отношения: „степень, в которой я беру на себя ответственность (затраченное мной время и усилия), показывает, насколько ценен для меня предмет моей ответственности“.

Важной составляющей осмысленной жизни является признание своего авторства в своей жизни и в сотворении собственной судьбы – то есть способность и решимость делать себя причиной перемен в своей жизни, утверждая тем самым ценность творчества. „Стремление отдать себя чему-либо, жить ради чего-то является добровольным обязательством перед самим собой, - пишет Лэнгле, - быть ответственным означает посвятить себя чему-либо“.

В своем бытийном творчестве и авторстве собственной судьбы человек отдается тому, что лежит пока вне ситуации. Творя самого себя, двигаясь в направление своего собственного проекта, образа будущего, человек посвящает себя делу своей жизни

О ценностях мы будем подробнее говорить в разделе, посвященном ТРЕВОГЕ БЕССМЫССЛЕНОСТИ. Здесь же хотелось бы коротко остановиться на теме СОВЕСТИ, которая является по словам Виктора Франкла „органом смысла“. Ролло Мэй обращает наше внимание на то, что слово „совесть“ во многих языках родственна слову „сознание“ (в русском языке „ведать“ – знать), а осознанная жизнь, как мы уже говорили, является одним из условий жизни ответственной.

Альфрид Лэнгле подчеркивает, что совесть не является принятием традиционных или усвоенных благодаря воспитанию ценностей. Совесть, по Лэнгле, „это внутреннее интуитивное чувствование того, что является хорошим и правильным; через совесть мы получаем ориентиры для принятия осмысленных решений и совершения осмысленных поступков. Именно во внутреннем согласии с тем, что я делаю в ответ на очередной "запрос" жизни, в конечном счете и проявляется моя экзистенциальная ответственность“.

Существует огромное число работ, посвященных тому, как поступок человека вмешивается в мировое равновесие. Вспомним, что мы говорили о СИНЕРГИИ и ПРИЧИННОСТИ. Человеческий поступок – это флюктуация, волна, которую он создает в своей синергетической системе. Куда и как пойдет волна, вызванная поступком, зависит в немалой степени от того – по совести или против нее поступил человек, чистыми и честными или коварными были его намерения, выбирал ли человек в пользу добра или зла. Ответственный и осмысленный поступок по  Лэнгле, - это „мой ответ на ситуацию, который находится в резонансе с моей высшей ценностью, созвучен ей“.