quote Быть конечным означает не иметь определенного места, означает неизбежность терять
каждое место и вместе с ним себя. Люди создают системы безопасности, чтобы защитить
свой космос. Но они могут только подавить страх; они не могут избавиться от него,
поскольку страх предвосхищает окончательное “отсутствие пространства”,
которое подразумевается в конечности
Пауль Тиллих

Корона как аллегория судьбы

Ситуация с ковидной пандемией подобна актуальной судьбе. Актуальная судьба, напомню, это то, с чем мы сталкиваемся в нашем настоящем, в чем протекает наше бытие, это тот набор возможностей и препятствий, из которого только и можно выбирать.

И пандемия, как и актуальная судьба, дает каждому из нас возможности для выбора, призывая нас ответить на вопросы: как поступить в конкретный момент в конкретной ситуации, как относиться к этой ситуации? Иными словами, актуальная наша судьба каждый раз дает нам шанс. И только от нас зависит, как мы им воспользуемся, какой выбор совершим.

Актуальная судьба преставляет собою набор возможностей, которые мы можем использовать для движения к нашим целям. Мы свободны в своем выборе. Но наша свобода, точнее, вседозволенность, ограничена определенными рамками, которые просто так не сломать, которые запросто не преодолеть и которые не стоит игнорировать.

Если мы примем эти рамки, то мы не станем тратить лишнюю энергию на ненужные и порой опасные действия, а сэкономленную энергию (и сэкономленные силы и время) мы можем пустить на позитивные дела. Какие это дела? Это выборы тех возможностей, которые доступны, которые способствуют и собственному развитию, и становлению собой. А есть и такие возможности, которые могут способствовать и расширеню рамок, то есть движению к тем возможностям, которые в настоящий момент недоступны.

Не принимать ограничения - часто себе дороже. Ехать или идти на красный свет, ехать в машине не пристегнутым ремнем безопасности... За все это полагаются немалые штрафы. Но это в лучшем случае. В худшем - увечья или смерти (и это может касаться не только себя самого, но и многих других, которые к этому не имеют прямого отношения)...

С ношением масок и соблюдением прочих ограничений в связи с пандемией - то же самое. Мы свободны в выборе своих поступков и своего отношения к ситуации. Защисшать ли себя и других, вести ли себя осторожно – или наплевать на ограничения. Принять ли как данность ограничительные меры, которые вводят правительства, или игнорировать их - конечно, на свой страх и риск. Хотя риск тут не только свой – ведь несоблюдение правил, как мы уже говорили, может ставить под угрозу здоровье и жизнь других людей.

Привыкшие к определенным до-коронным возможностям (свободное посещение ресторанов, музеев, кинотеатров, спорткомплексов, беспрепятственные и недорогие путешествия, вбечеринки и гости) люди растерлялись, когда им вдруг нельзя стало делазь то, что им нравится, что они считали само собой разумеющимся. И потом место растерянности заняла у мноигих обида и злость. Как же так, свободу ограничили.

Как я уже говорил, рамки судьбы можно раздвигать, если действовать внутри этих рамок, а не против них. Поговорим об этом.

Конечно, многие меры мжет быть и избыточны, и нелепы. Но истинность этого мы узнаем лишь гораздо позднее, через пару лет. уверен, что подобные избыточности и нелепости вызваны тем, что правительства сами растеряны и даже в какой-то мере напуганы перед лицом столь необычной ситуации, как пандемия. В этих случаях обычная лобистская практика, направленная на адаптацию политических решений к реальным угрозам и повышение их адекватности научным взглядам, вряд ли может бистро помочь, поскольку такие методы занимают много времени. Но, тем не менее, только такие практики могут приводить к мирному изменению неадекватных правовых установлений.

Далее, некоторые политики принимают или продвигают решения, будучи коррумпированными (а пандемия позволяет некоторым предпринимателям обогатиться на определенных карантинных мерах и средствах защиты). Здесь важно привлекать внимание СМИ, общественности и правовых структур к таким фактам.

Все эти меры вполне возможны в условиях демократического общества.

Однако многие люди воспринимают рамки и ограничения как несправедливость, поэтому они подвержены ярости и гневу, которые они разряжают в обругивании правительств и конкретных политиков. А те из них, которые трактуют введение связанных с пандемией ограничений как проявление диктатуры и фашизма, будут активно протестовать против таких решений, устраивая демонстрации, всевозможные публичные акции и через социальные сети и доступные СМИ будут продвигать свои конспирологические идеи, которые, ложась на благодатную почву в головах напуганных и растерянных людей будет способствовать росту числа недовольных своими правительствами и подверженных влияниям со стороны популистов и экстремистов. А там и до желания твердой руки недалеко...

И все это из-за чувства несправедливости и жажды привычной вседозволенности.

Однако ситуация, связанная с пандемией, дает нам актуальную судьбу, в рамках которой мы можем пережить себя в необычных дотоле условиях и ситуациях, узнать новые стороны своей собственной личности и развивать их. благо времени для знакомства с собой и становления собой оказалось немало.

Мне вспомнилось колесо смеха на ВДНХ - такая черная полусфера, вернее, верхушка полусферы, покрытой скользким линолеумом. На нее садились на ковриках люди, она начинала крутиться все быстрее и быстрее - и все хватались друг за друга, пытаясь удержаться, но постепенно все скатывались вниз, при этом громко хохоча...

Это аллегория современности, когда бег времени ускоряется, когда темп жизни становится таким, что нет времени на рефлексию. Слетев же со смехом с колеса можно уже спокойно осмотреться по сторонам и уделить время и своим ближним, и самому себе.

Однако это избыточное и замедленное время становится для многих пугающим обстоятельством, потому что люди, привыкшие к структурированию и заполнению времени с помощью ставших сейчас невозможными занятий, ощущают себя потерянными во времеи, брошенными в пустоту. И тогда место выборов путей к самому себе займет скука и убийство временйи доступными способами. Понятно, что состзоявшаяся судьба в таком случае тоже окажется пустой и лишенной смысла. Так что человеку придется столкнуться с чувством экзистенциальной вины за то, что бездумно и бездарно потратил столько ценного времени, вдруг оказавшегося в его распоряжзении.

Так что давайте смотреть на свою теперешнюю ситуацию как на уникальную и единственно возможную для нас судьбу и постараемся так использовать время и имеющиеся возможности, чтобы потом не было мучительно стыдно за то, как мы прожили эти месяцы и годы.

 

ВИДЕО "КОРОНА КАК АЛЛЕГОРИЯ СУДьБЫ"

/p>