quote Мир прошлого есть произнесенное пророчество. Только как созидатели
будущего, как познавшие настоящее, вы поймете это
Ницше

Восторг и растерянность

Представим себе рассвет, который мы встречаем на вершине горы… Первые солнечные лучи пронзают уже посветлевшее небо… Легкие облачка окрашиваются в розоватый цвет и потом растворяются во все боле светлеющей синеве. Прохлада уступает место приятному теплу от уже взлетевшего над линией горизонта солнышка.

Куда ни глянь – простор и воля. Хочется быть птицей, взлететь высоко в небеса – и лететь, куда глаза глядят. Кажется в такие минуты, что всё возможно. И это ощущение внутреннего трепета, восторга перед безграничными возможностями – и есть; по-моему, самое лучшее описание того внутреннего трепета, который мы испытываем, когда осознаем свою ничем не ограниченную свободу.

Этот восторг настолько захватывает нас, что от него попросту кружится голова. Потому и тревогу свободы мы назвали определением Кьеркегора -  “головокружение от свободы”.

Стоя на горной вершине, мы можем взлететь в нашем воображении – и унестись куда угодно на путях нашей свободы. Но мы можем просто сделать шаг – и рухнуть в бездну. Мы можем и не делать этого шага. То есть мы свободны в выборе между самыми полярными противоположностями – между жизнью и смертью.

Ощущение этой абсолютной свободы вселяет в нас внутреннюю дрожь – как мы описали это в СТРАХЕ ВЫСОТЫ.

Но второе, с чем мы сталкиваемся, пережив первую волну восторга, - это растерянность. А что нам делать с этой свободой, по какому пути идти? Нам ясно, что окончательный выбор остается всегда за нами. Но встает вопрос - какой выбор совершить? И потому каждая возможность будет нас смущать (да простится мне тавтология) именно возможностью выбора.

В разделе, посвященном ТРЕВОГЕ ИСКУШЕНИЯ, мы говорили о выборах, которые человек делает импульсивно, основываясь на эмоциях. Говоря о тревоге свободы, мы рассматриваем выборы; которые человек делает осознанно. Мы совершаем выборы в силу наших предпочтений, основывающихся на желаниях, стремлениях и целях. Опираясь на ценности, мы стараемся совершать выборы, в пользу большего добра (как мы его для себя понимаем).

Все в мире неоднозначно – все полярно… И эта полярность, эта заряженность всего энергией как добра, так и зла, вселяет в нас сомнения в правильности нашего потенциального выбора.

Если такие колебания доходят до значительной степени выраженности, то они могут проявляться рассматриваемой ниже АМБИВАЛЕНТНОСТЬЮ. Когда воля подавляется колебаниями, то мы говорим об АБУЛИИ.