quote Нас не толкают неумолимые силы прошлого и настоящего,
а притягивает то, чему еще только предстоит быть
Ирвин Ялом

Уединение как путь к себе

Г.Д. Торо считает, что переживание одиночества есть индикатор оторванности человека от мира, от своей природы, от самого себя: "одиночество не измеряется милями, которые отделяют человека от его ближних..., мы часто бываем более одиноки среди людей, чем в тиши своих комнат".

„В леденящей атмосфере одиночества человек со всей неизбежностью превращается в вопрос для самого себя“, заявляет Мартин Бубер. Но, по мере духовного роста и развития личности человека, одиночество как переживание ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ становится для него всё менее пугаюшщй.

Встретиться с самим собой, спуститься в глубины своей САМОСТИ, вознестись к высотам собственного ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ и преуспеть в самоосознании способен, как утверждает Мартин Бубер, лишь „…человек, ощущающий себя одиноким, т.е. тот, кто по складу ли характера, под влиянием ли судьбы или вследствие того и другого остался наедине с собой и своими проблемами, кому удалось в этом опустошающем одиночестве встретиться с самим собой, в собственном "Я" увидеть человека, а за собственными проблемами – общечеловеческую проблематику...“.


***



"Мы живем в тесноте и спотыкаемся друг о друга и от этого, мне думается, несколько теряем друг к другу уважение, - пишет Торо, - для подлинно важного и сердечного общения такая частота не нужна". В частности, по этой причине он придает большое значение тому, чтобы человек мог быть один на один с собой и с миром.

В уединении Торо видит путь к гармонии с миром и с самим собой: „так, ива растет у воды, и именно к ней тянется своими корнями“. Он отмечает, что человеку предстоит понять, куда ему следует „тянуться своими корнями“: „для разных натур это будут разные места, но тут-то и должен копать свой погреб истинный мудрец...". По сути, речь идет о самопознании, об открытии человеком глубин собственной личности, истинных потребностей своего ПОДЛИННОГО Я.

Уединение – это ОТВЕТСТВЕННЫЙ выбор СВОБОДНОГО человека, осознавшего и принявшего как данность свое экзистенциальное одиночество. Тем более, как утверждает Торо, "когда человек думает или работает, он всегда наедине с собой, где бы он ни находился". Это уединение позволяет человеку сосредоточиться на СМЫСЛАХ своего бытия.

Уединение, это лекарство от одиночества, вызванного ОТЧУЖДЕННОСТЬЮ ОТ САМОГО СЕБЯ, необходимо для того, чтобы человек мог „прийти“ к себе. Время уединения – это время для честного и открытого разговора с самим собой, к диалогу между человеком и его миром, в конечном счете – к диалогу между человеком и Богом.

Именно в уединении и в этом диалоге человек может понять, куда ему следует идти, чтобы прийти к себе. Мартин Хайдеггер считает благом способность человека находиться наедине с самим собой и БЫТЬ САМИМ СОБОЙ, поскольку только так он может противостоять обезличивающему влиянию человеческой массы.

И еще. Будучи самим собой, человек в состоянии выбрать путь по жизни, наиболее соответствующий его подлинным ИНТЕРЕСАМ, что будет доставлять ему РАДОСТЬ и сделает его по-настоящему СЧАСТЛИВЫМ. Приведу в подтверждение высказывание Чарли Чаплина - слова, которые он произнёс на своём 70-летнем юбилее:


«Когда я полюбил себя,
я понял, что тоска и страдания
– это только предупредительные сигналы о том,
что я живу против своей собственной истины.
Сегодня я знаю, что это называется
«БЫТЬ САМИМ СОБОЙ».
«Когда я полюбил себя,
я перестал красть свое собственное время
и мечтать о больших будущих проектах.
Сегодня я делаю только то,
что доставляет мне радость
и делает меня счастливым, что я люблю
и что заставляет мое сердце улыбаться.
Я делаю это так, как хочу и в своем собственном ритме.
Сегодня я называю это
«ПРОСТОТА».