О понимании и прощении
Многие, кто испытал несправедливое обращение в детстве, хочет во что бы то ни стало узнать, почему тот или иной человек ТАК поступал ТОГДА (чаще – почему мать или отец так мало его любили, не уделяли ему должное внимание)…
С одной стороны, правда может в какой-то степени облегчить боль, уменьшить чувство вины (ведь дети – а позже и взрослые – ощущают себя в большей или меньшей степени виноватыми в том, что родители с ними так обращались). С другой же стороны, правда чаще всего оказывается невозможной. Потому что такое поведение родителей, в основном, было импульсивным; они вряд ли смогут объяснить, почему они так поступали.
И все выяснения поэтому вряд ли приведут к прояснению обстоятельств и улучшению отношений. Скорее даже ожидать обратного эффекта. Ведь родители порой сами испытывают подспудное чувство вины, поэтому любое напоминание о прошлом будет отзываться в них острейшей болю. И хорошо, если в результате они решат повиниться, покаяться и попросить прощения. Чаще же это взмучивание прошлых переживаний будет вести к агрессии и обиде, новому витку напряженности в отношениях.
Или же родители вовсе не рефлектировали своё поведение, потому не связывали и не связывают состояние ребенка (или теперь уже взрослого) с последствиями плохого обращения с ним в детстве.
Но даже если откровенный разговор состоится, то вряд ли результаты его можно будет назвать правдой о прошлом. В любом случае, такая правда будет лишь верхушкой айсберга. Ведь тогдашние обстоятельства и мотивы поступков по большей части навсегда скрыты завесой забвения. То есть мы никогда не можем получить исчерпывающего ответа на вопрос „а почему они так поступили?“, поскольку такого ответа нет и быть не может.
Прошедшего не воротишь и не исправишь – поэтому самым лучшим способом будет принять своё прошлое. А еще попробовать понять и объяснить поведение своих родителей с точки зрения своих теперешних знаний и пониманий: постараться как бы вчувствоваться в тогдашних своих родителей, и простить им за давностью лет то, что они причинили тогда боль.