Тревога ограничения свободы и чувства
СОЖАЛЕНИЕ
Сожаление отражает наши негативные переживания, когда мы не можем достичь того, что считаем для себя благом, теми способами, которые мы считаем благоразумными.
ДОСАДА
Досадуем мы на обстоятельства, которые, по нашему мнению, мешают нам реализовывать наши планы. Досаду можно образно описать‚ как ощущение, испытываемое человеком от докучливости надоедливой мухи, которая не дает ему в полной мере ощущать радость жизни. А что делают с надоедливой мухой? Ее рано или поздно прогонят или прихлопнут – и чаще всего без особой злости, просто так, походя, чтобы НИЧТО (заметьте: НИЧТО, а не НИКТО!!!) не мешало получать удовольствие от жизни.
СТЕСНЕННОСТЬ
Это чувство переживается буквально как ощущение тяжелых цепей, сковывающих нас. Мы чувствуем себя, словно заключенных в тесную клетку.
Чувство стесненности следует непременно отличать от СТЕСНИТЕЛЬНОСТИ, которая может крайне стеснять его, ограничивая свободу выражения эмоций, сковывая спонтанность его поведения. Человек испытывает это чувство на людях – или представляя себе, что кто-то может разглядеть нечто, так тщательно скрываемое человеком. Чувство стеснительности больше относится к категории СТЫДА, отражая наличие ТРЕВОГИ ФРУСТРИРОВАННОЙ ГОРДОСТИ.
ОБИДА
Если какой-то человек мешает нам достичь желаемого, то мы можем быть на него обижены. Мы испытываем ОБИДУ на других людей за то, что те не дают нам в полной мере получить, что нам хочется.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭМОЦИЙ И ПРОТЕСТНЫЕ РЕАКЦИИ
Важно различать чувства, испытываемые по отношению к препятствиям, чинимым нам другими людьми и некими „объективными“ обстоятельствами.
Выявление направленности эмоций важно для того, чтобы различать два вида тревоги, при которых это чувство является одним из важных эмоциональных проявлений. Я имею в виду тревогу ограничения свободы и тревогу несправедливости.
Так, если мы обижаемся на других людей, скорее как на досадное недоразумение (то есть склонны скорее видеть в человеке некое неодушевленное препятствие), речь идет о тревоге ограничения свободы. Мы в таких случаях стараемся не замечать обидчика, отмахнуться от него, проигнорировать, переступить через него (здесь обида больше похожа на досаду).
Если же мы считаем, что этот человек поступает с нами подобным образом намеренно, то нам грозит столкнуться с ТРЕВОГОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ.
Речь о тревоге несправедливости идет и в том случае, когда мы персонифицируем те трудности, которые превращаются в препятствия для нашей абсолютной свободы. Об атом можно говорить, если мы ищем какого-то человека, который “ответствен” за то, что наша свобода заключена в тесные рамки. Поиск врага типичен именно для тревоги несправедливости – тогда человеку легче справиться со своей тревогой. Ведь враг – это некий объект, который продуцирует в нас эмоции, “объясняющие” нам, отчего на душе так неспокойно (см. “ФАБРИКА СТРАХОВ”).
ЗЛОСТЬ, как мы уже говорили выше, представляет собой нормальную реакцию на недовольство, вызванное фрустрацией потребности в удовлетворении желаний. Мы протестуем, тем самым, как бы против ограничения вседозволенности. По эмоциональной заряженности и направленности протестных реакций также можно различать рассмотренные два вида тревоги.
Когда мы испытываем ГНЕВ, мы тем самым протестуем против НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ. ЯРОСТЬ как протест против невозможности ЛЮБОГО выбора или против ограничения свободы относится также к ТРЕВОГЕ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ!!!
КАПРИЗ
Всем известные капризы являются, пожалуй, самой распространенной реакцией протеста при тревоге ограничения свободы. КАПРИЗ – это борьба против ЧЕГО-ТО, ОГРАНИЧИВАЮЩЕГО АБСОЛЮТНУЮ СВОБОДУ, против ЧЕГО-ТО, вызывающего досаду. Еще раз хочу обратить внимание: человек, дающий волю своим капризам, относится даже к одушевленным существам (к людям в том числе), как к бездушным предметам!!!