quote Мы живём, ожидая, что когда-то наступит жизнь, а потом оказывается,
что мы не ждали – а жили…
Сахновский, "Насусшные нужды умерших"

Желания, возможности, выбор

Выбери меня, выбери меня...
(из песни)

В современных исследованиях человеческого поведения показано, что многое, что окружает человека, способно побуждать его к определенным действиям. Согласно Абрахаму Маслоу, деятельность человека не столько вызывается импульсами изнутри, сколько привлекается извне возможностью удовлетворения той или иной ПОТРЕБНОСТИ. Нередко поступки человека подстегиваются извне предметом удовлетворения потребности. Красивый вид из окна побуждает любоваться им или собраться на прогулку, вид накрытого стола пробуждает или подстегивает аппетит.

Одной из массовых и искусно применяемых разновидностей таких внешнеорганизованных мотиваций является реклама. Всем нам известно, насколько "въедливы" могут быть ее образы и формулы, и насколько действенными могут оказаться ее скрытые призывы.

Привлекательные объекты вызывают у человека желание ими в том или ином виде ОБЛАДАТЬ. Желание и предмет его удовлетворения, один раз встретившись в опыте человека, станут взаимовлияющими и взаимообуславливющими. То есть предметы, первоначально удовлетворяющие ту или иную потребность человека, начинают в дальнейшем пробуждать желания (если в предыдущем опыте его использование доставляло человеку удовольствие, наслаждение).

Ильин отмечает, что потребность и связанная с ней мотивация могут возникать и при отсутствии предшествующей связи между потребностью и предметом, когда привлекательный объект появляется впервые. Тогда он подстегивает познавательную потребность (ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ).

Другим важным механизмом внешнемотивированного желания являются подражание другим людям, которые тем или иным способом удовлетворяют схожие желания или потребности. Человек будет стремиться подражать им, следовать их примеру, с одной стороны, чтобы "быть как все", не выделяться, не быть белой вороной. С другой стороны, человек будет стремиться воспроизводить внешние и внутренних особенностей других людей, которые являются для него привлекательными. Евгений Ильин отмечает, что подражанию способствует «модное» поведение и образ жизни других людей; демонстрация высокого мастерства; примеры милосердия, доблести, служения идее; публичная известность.

С другой стороны, поведение других может быть эмоционально заразительным, так что у человека пробудится внутренняя мотивация, побуждающая его на удовлетворение своих скрытых потребностей. Это феномен "заражения" эмоциями особенно сильно проявляется, если у человека существуют неудовлетворенные желания или потребности. "Заражению" способствуют, по словам Ильина, высокая энергетика, артистизм, загадочность поведения другого человека, оказывающего влияние на субъекта, создание интриги, прикосновение и телесный контакт. В качестве примера такого "заражения" можно назвать влияние ВОЖДЯ на массу (как напрямую, так и через пропаганду).

Поступки человека, являющиеся ВОЛЕВЫМ АКТОМ, направлены на удовлетворение желаний и потребностей через выбор из числа имеющихся возможностей. Возникающие поведенческие импульсы будут пропускаться через фильтр ценностных ориентиров, проходя проверку на соответствие ценностям и нормам, запретам и заветам (НАДО и НЕЛЬЗЯ) и, следовательно, на разрешенность реализации этих импульсов. Цели и возможные результаты сиюминутного поведения будут сопоставляться с долгосрочными перспективами и целями. Эти фильтры (важнейшим из которых является СОВЕСТЬ) и сопоставления призваны предотвратить возможные внутренние конфликты и потенциальный вред для человека вследствие его поступка.

Таким образом, поступок человека, выбор той или иной возможности будут поставлены на службу долгосрочного благополучия человека. Но это в оптимальном случае.

Если потребности безотлагательны, желания жгучи, а РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ отсутствуют либо препятствия на пути к ним слишком велики, то человек пускается на поиск возможностей или стремится преодолеть препятствия.

В самом неоптимальном случае человек идёт напролом через все имеющиеся препятствия, чтобы удовлетворить свою страсть, либо направляет свои усилия на неподходящие или вовсе не существующие возможности удовлетворения жгучего желания, поскольку имеющиеся обстоятельства кажутся его распаленному воображению вполне реальными возможностями (ЖЕЛАЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ).

Иногда сиюминутное желание бывает в таких случаях удовлетворено. Но часто при этом происходят события, которые идут вразрез с долгосрочными интересами человека, порой ставящие крест на многих его планах и чаяниях.

Алгоритмы поведения человека в различных ситуациях можно представить примерно так, как показано в видео и в соответствующем материале в формате PowerPoint...

Смотреть видео "СИТУАЦИЯ, ЖЕЛАНИЕ, ВЫБОР"

 

 

 

 

 

Материал в формате PowerPoint "СИТУАЦИЯ, ЖЕЛАНИЕ, ВЫБОР"