Тревога искушения и рост
Человек, выбравший для себя не застой и бегство от жизни, а рост, прибегает для совладания с тревогой к фундаментальным решениям в модусе бытия. Это значит, что он признает свою жизнь, как процесс перемен и погружается в этот процесс, в поток бытия, все больше отказываясь от деструктивных защит.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ В МОДУСЕ БЫТИЯ
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ
В потоке бытия человек может ориентироваться только на свои ценности, полагаться и опираться только на свой смысловой стержень. Именно ценности и обретенные смыслы помогут осуществлять наиболее соответствующий истиным потребностям человека выбор между его мотивами и желаниями, в конечном счете - выбор между предоставляющимися возможностями, выбор в пользу того или иного поступка. Такой выбор будет регулироваться совестью человека.
ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЕ
Как мы уже отмечали, "человек - это дело, которое он сделал своим" (Карл Ясперс). Для посвящения себя такому делу необходимо, чтобы это дело нашло свое место в жизненном плане человека.
Каждый человек (в той или иной мере) имеет свой жизненный план. Часто это такой "сценарий", который, как отмечал Эрик Берн ведет нас по жизни. Но "сценарий" делает нас, в основном, пассивными участниками собственной жизни.
Человек, выбравший рост, будет осознанно относиться к своему жизненному плану, который, как и любой другой план (например, инвестиционный или строительный), является долгосрочной программой с системой стратегических и промежуточных целей, с подчиненностью низших целей более высоким. На этой основе будет легче определяться в каждой конкретной ситуации: стоит ли (в плане возможных последствий) делать тот или иной выбор, совершать тот или иной поступок.
Нэнси Мак-Уильямс отмечает, что правильное воспитание направлено на то, чтобы ребенок постепенно (дозированно) учился заменять принцип удовольствия (“Я хочу удовлетворения всех мои желаний, в том числе и взаимно противоречивых, прямо сейчас!”) принципом реальности (“Удовлетворение некоторых желаний проблематично, исполнение же наилучших стоит того, чтобы подождать”).
Основанная на жизненных планах осознанная необходимость терпения и выжидания будет способствовать тому, что многие искушения будут игнорироваться, а со временем становиться все менее актуальными.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ
Для того, чтобы человек мог обеспечить свой внутренний рост, он должен постоянно уделять свое критическое внимание своим внутренним запретам и нормам. Известно, что многое из того, что мы себе не позволяем во взрослой жизни, было когда-то запрещено нам родителями или другими значимыми взрослыми.
Прежние запреты были в тех ситуациях по большей части обоснованными, ибо (в конечном итоге) обеспечивали выживание и безопасность ребенка. В текущих же ситуациях запреты и правила могут быть бесполезными или даже вредными, если они сдерживают адекватные реакции на действительность, не дают в полной мере раскрыться внутренним потенциалам.
Поэтому критическая перепроверка всех внутренних "НАДО" и "НЕЛЬЗЯ" является насущной необходимостью человека, выбравшего модус бытия в качестве ведущего модуса проживания своей жизни.
Если мы сознательно определим для себя правила своего поведения, то многое из того, что воспринималось нами как искушение, перестанет быть искушением. А вместе с этим уйдет в значительной мере и соответствующая тревога.
Следующей составляющей роста будет открытие для себя того, что есть добро и зло. Тогда выбор в пользу зла будет практически невозможен, то есть свободы выбора в пользу зла будет органически ограничена. И то, что было бы искушением, но явилось бы злом, перестанет быть актуальным (иными словами, возможности, выбор которых ведет к злу, будут отбрасываться, когда включится совесть).
ОТНОШЕНИЯ
Отказ от манипулирования другими людьми и использования их в своих целях становится ведущим принципом отношений человека, взявшего курс на самоактуализацию. Отношения, основанные на ценностях справедливости и признания равной ценности и свободы всех людей будет органично удерживать нас от совершения поступков, которые (в угоду нашим сиюминутным удовольствиям) будут наносить вред или подвергать опасности других людей, становящихся лишь орудием удовлетворения нашей страсти.
То есть искушения, связанные с использованием других людей (любовные приключения, "подставы", обман) будут избегаться более осознанно (как противоречащие истиным ценностям). А по мере перехода человека на уровень истиной любви такие искушения будут все больше угасать. В отношениях растущий человек не будет ставить во главу угла сиюминутное наслаждение и выгоду, удовлетворяя собственные потребности в ущерб другому, а думать о чувствах и потребностях своего ближнего.
СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЕ
Внутренний рост означает восприятие и осознание собственных чувств и становление самим собой. Укрепление истиной самоценности базируется не на представлениях о собственном идеальном образе, а на своей реальной сущности (со способностями, задатками, внутренними ресурсами, опытом).
Ориентация на свои истиные потребности позволит избежать столкновения с ситуациями, когда человеку "НАДО" быть таким или эдаким, для чего ему необходимо совершать те или иные поступки, которые продиктованы не чувством реальности, а "голосами" из прошлого, заставляющими нас отказываться (как от искушения) от многих реальных возможностей.
И не менее важно помнить, что "сущность человека - это процесс" (Жан-Поль Сартр). Поэтому, переходя на модус бытия, мы отказываемся от масок и фасадов, от всего того, что застыло, что мешает нам полноценно воспринимать реальность и заставляет нас упускать возможности для нашего роста и развития своих потенциалов.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
В виртуальном пространстве своих фантазий человек может отыгрывать ситуации, которые вызывают искушения. Он может "прокрутить" пленку и посмотреть, что будет, если он поддастся искушению. Какие могут быть кратко- и долгосрочные последствия его поступка. Он может отработать различные приемы и тактики, позволяющие уклониться от искушающего выбора. Эти "игры разума" позволят ему совладать с подобными искушениями в реальной жизни.