quote Быть собой не значит быть злым или неконтролируемым... Люди, которые
находятся в подлинном контакте с жизненными проблемами, хотят учиться,
хотят расти, хотят открывать, надеются научиться, желают создавать
Карл Роджерс

Взаимное уважение

По материалам книги Джона Ролза "Теория справедливости"

Среди естественных обязанностей человека важное место занимает обязанность взаимного уважения. Это обязанность выказывать человеку уважение, которое ему полагается как моральному существу, т. е. существу, обладающему чувством справедливости и концепцией блага, основанной на принципах справедливости.

Взаимное уважение выказывается несколькими путями:

  • нашим желанием увидеть ситуацию других с их точки зрения, с перспективы их концепции блага;
  • и нашей готовностью представить основания наших действий, когда затронуты материальные интересы других, уважать друг друга в качестве моральных личностей означает попытаться понять цели другого и его интересы с его собственной точки зрения и представить соображения, позволяющие ему принять ограничения на свое поведение.

Уважение выказывается и в готовности оказывать небольшие услуги и любезности, не потому, что они представляют какую-то материальную ценность, но потому, что это подходящее выражение нашего осознания чувств и устремлений другого человека.

Итак, причина, по которой эта обязанность должна быть признана, заключается в том, что хотя стороны в исходном положении и не проявляют внимания к интересам друг друга, они знают, что в обществе они нуждаются в поддержке в виде уважения своих партнеров. Их чувство собственного достоинства и уверенность в ценности собственной системы целей не могут вынести безразличия, не говоря уже о презрении со стороны других.

Каждый получает выгоду от жизни в таком обществе, где соблюдается обязанность взаимного уважения. Издержки для личного интереса несущественны по сравнению с поддержкой чувства собственной значимости.

Кант предполагает, и остальные мыслители в этом за ним следуют, что основание обязанности взаимной помощи  в том, что могут возникнуть ситуации, когда мы будем нуждаться в помощи остальных, и не признавать этот принцип — значит лишать себя помощи с их стороны. Хотя в определенных ситуациях от нас требуется выполнение действий, которые не в наших интересах, мы, по всей вероятности, выигрываем в итоге, по крайней мере, в долговременном плане при нормальных обстоятельствах.

В каждом конкретном случае выигрыш человека, нуждающегося в помощи, намного перевешивает потери того, от кого требуется оказать ему помощь, и если предположить, что шансы оказаться получателем не намного меньше шансов оказаться тем, кто должен предоставлять помощь, то этот принцип явно в наших интересах.

Достаточное основание для принятия этой обязанности — это ее устойчивое воздействие на качество повседневной жизни. Публичное знание о том, что мы живем в обществе, в котором мы можем надеяться на то, что другие придут нам на помощь в трудных ситуациях, само по себе имеет огромную ценность.

Не очень важно, если мы сами никогда, в соответствии с обстоятельствами, не будем нуждаться в этой помощи, но нас время от времени будут призывать ее оказать. Баланс выгоды, в узкой интерпретации, может не иметь значения.

Главная ценность этого принципа измеряется не помощью, которую мы действительно получаем, но, скорее, чувством уверенности и доверия к намерениям других людей и знанием о том, что они доступны, если они нам понадобятся.