quote Тревога основана на осознании своей полной случайности и отсутствия
предельной необходимости [замысла]; иррациональность, непроницаемый
мрак судьбы превращают судьбу в источник тревоги
Пауль Тиллих

Мышление в модусе бытия

"Одна унция собственного ума
стоит столько же,
сколько две тысячи фунтов чужого"
Артур Шопенгауэр


Человек в обыденной своей каждодневности нередко замыкается на достигнутом и довольствуется тем багажом знаний и мыслей, который он тащит за собой по жизни. Там уютно уживаются стереотипы и предрассудки, условности и предубеждения. Именно этой мешаниной своих, но чаще чужих мыслей и определяется часто траектория движения человека по жизни.

Альбер Камю пишет по этому поводу следующее: "Человек — извечная жертва своих же истин. Раз признав их, он уже не в состоянии от них отделаться. За все нужно как-то платить... Человек определяется разыгрываемыми им комедиями ничуть не меньше, чем искренними порывами души...". То есть человек, опирающийся на свой застывший опыт, сравнивает с ним реальность и поступает в соответствии с уже имеющимися стереотипами, что существенно ограничивает возможности его развития.

Мы обычно воспринимаем реальность как некий набор противоречивых обстоятельств и фактов. Абрахам Маслоу подчеркивает преимущества холистического мышления, то есть мышления, направленого на внутреннюю природу проблемы, центрирующего внимание человека на целом и взаимоотношении составляющих его частей. Человек, так мыяслящий, старается, согласно Маслоу, "как можно точнее и правдивее воспринять реальность", "увидеть решение внутри проблемы".

Человек лишь опирается на прошлый опыт, не давая ему превратиться в тормоз своего развития. Он вплетает этот опыт в процесс познания и научения новому, в его совокупности и цельности , а не сопоставляет и сравнивает стоящую перед ним ситуацию или проблему, с другими, уже знакомыми проблемами и ситуациями.  Альфред Уайтхед подчеркивал, что "идеальный тип обобщения, к которому мы должны стремиться, – это постижение многогранности мира".

Так мысля, так воспринимая и постигая реальность, человек учится подниматься над старым и разрозненным, взмывая в новое и цельное. Так мыслящий человек становится на путь восхождения к самому себе, давая возможность расти и становиться самим собой, то есть тем, "чем он может стать", как писал Гете.

Мышление в содусе бытия - всегда мышление креативное. "Мыслить - значит задавать границы собственному миру, значит испытывать желание создавать мир... Отвергая единство, мышление возвеличивает многообразие", - пишет Альбер Камю.

Абрахам Маслоу так описывает холистическое и креативное мышление:

"Мышление – это орудие, с помощью которого человечество создает нечто новое, следовательно, мышление должно содержать в себе элемент революционности, должно обладать способностью время от времени опровергать сложившиеся представления и концепции. Но если оно вступает в конфликт со сложившимся ходом вещей, если оно опровергает интеллектуальный status quo, оно поневоле становится противоположно привычке, навыку, памяти, то есть всему известному, знакомому и понятному, – по той простой причине, что оно по определению должно противостоять известному и понятному.

Опыт и навыки позволяют нам действовать автоматически, реагировать на ситуацию знакомыми, привычными действиями, они освобождают нас от необходимости мыслить. С этой точки зрения мышление скорее противоположно научению, нежели параллельно ему.

Мышление – это не что иное, как способность разрушать сформированные навыки и перечеркивать накопленный опыт.

Креативное мышление характеризуется еще одним динамическим аспектом. Ему свойственна решительность, дерзость, смелость. Так же как робость приковывает ребенка к матери, так же привычка сковывает мыслительный процесс. Смелый "мыслящий мыслитель" бесстрашно перешагивает через свои предубеждения, навыки, ожидания и стереотипы, бросает дерзкий вызов традициям и условностям. Он не скован опытом, не испытывает тревоги или опасения, покидая привычную, безопасную гавань".

Иными словами, мышление в модусе бытия отличается самобытностью и живостью, отражая бытие как процесс и само являясь неостановимым процессом.