quote Мы никогда не являемся просто пассивными жертвами автоматического
воздействия прошлого. Значимость детерминистических событий
прошлого определяется настоящим и будущим
Ролло Мэй

Рубрификация мышления

"...Мы смотрим на живое остановившимся взглядом,
мы видим в изменчивой реальности прочность и незыблемость.
Только расчлененное, недвижное, безжизненное не вызывает у нас тревоги.
Интеллект от природы не способен постичь жизнь"
Бергсон


Любая неожиданность может вызывает у некоторых людей тревогу и страх. Вот почему такие люди прикладывают массу усилий к тому, чтобы, как пишет Абрахам Маслоу, всесторонне регламентировать и упорядочить свою жизнь: "любая проблема, требующая нестандартного решения, то есть уверенности в себе и мужества, воспринимается ими как угроза (только знакомое не вызывает у них тревогу)".

"При столкновении с проблемой человек, склонный к тревоге, пытается уйти от столкновения, старается не заметить проблему, - пишет Маслоу, - самые крайние формы эта тенденция принимает у компульсивно-обсессивных невротиков".

Для того, чтобы максимально ограничить неопределенность, вызываемую новыми ситуациями, человек прибегает к рубрификации, представляющую собой "мертвую" классификацию опыта и представлений. Маслоу отмечает, что в основе рубрификации лежит восприятие сходства между текущей ситуацией и тем, что было когда-то пережито или воспринято в качестве "готового" опыта.

Согласно Абрахаму Маслоу, рубрификация проявляет себя в сфере мышления следующими феноменами:

1) стереотипные подходы к решению проблем, неспособность воспринять новизну проблемы, стремление придать ей знакомые формы;
2) механическое использование привычных техник для решения новых проблем;
3) склонность подходить к любой проблеме, к любому вопросу с набором готовых решений и ответов.

 

ЗАСТЫВШИЙ ПРОШЛЫЙ ОПЫТ

Для большего спокойствия и избавления от тревоги человеку свойственно все раскладывать по полочкам. Прошлый опыт превращается в некую систему застывших рубрик, так что человеку не требуется ничего другого, кроме как пошарить в проблемной ситуации на "нужной" полке и достать (как ему кажется) "готовое решение". Как отмечает Абрахам Маслоу, "мыслительная активность в этом случае ограничена одним лишь перебором и перегруппировкой воспоминаний и некогда приобретенных навыков".


СТЕРЕОТИПЫ МЫШЛЕНИЯ

Стереотипы представляют собой застывшие суждения и формулы, авторство которых принадлежит, как правило, другим людям. На этой основе человек формирует "свое мнение", которым он, чаще всего, очень дорожит. Согласно Абрахаму Маслоу, "такое "мнение" нельзя назвать мыслью в истинном смысле этого слова, так как оно не продиктовано природе самой проблемы, а служит простым отражением точки зрения тех людей, которым мы доверяем больше, чем себе".

Как утверждает Абрахам Маслоу, в основе мыслительных стереотипов лежит "либо тревога, либо конформизм, либо элементарная леность ума". Человек, впитывающий чужие мнения, не способен или не хочет в силу указанных причин воспринимать реальные ситуации, которые по определению являются процессом, то есть неструктурируемы и неподгоняемы под стереотипы и готовые формулы.

Даже весьма умные и образованные люди могут до гробовой доски опираться в своих суждениях на набор приобретенных в первое десятилетие своей жизни представлений и убеждений. Они не делают даже попытки, чтобы скорригировать эти представления, сделать их более соответствующими реальности и своему текущему опыту. Напротив, они, как пишет Абрахам Маслоу, старательно, крупицу за крупицей подбирают данные, подтверждающие давно сложившиеся в их головах концепции.

 

В какой бы форме ни проявляло себя стремление все уложить в рамки и схемы, оно ограничивает человека в его способности быть честным и адекватно воспринимать реальность. Еще Фридрих Ницше заявлял, что стремление к систематизации всегда содержит в себе частицу неискренности, заключающуюся в стремлении насильственно упростить многообразие живого бытия. Ведь, согласно Маслоу, "реальность куда как шире тех рамок, в которые человек тщится поместить ее; он не замечает, что его попытки классификации неизбежно урезают, ограничивают и выхолащивают существо явления".