quote Нас не толкают неумолимые силы прошлого и настоящего,
а притягивает то, чему еще только предстоит быть
Ирвин Ялом

Карл Роджерс и самость

Карл Роджерс

(8 января 1902 — 4 февраля 1987) - американский психолог

 

 

 

 

 

Согласно Карлу Роджерсу, „самость — это организованный и связный гештальт (образ), постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации, путем непрерывного процесса осознания“. При этом иное малейшее изменение ситуации способно значительно изменить этот гештальт, то есть образ своего „Я“, воспринимаемый и осознаваемый человеком в данный момент времени (в этой связи стоит вспомнить о влиянии ФЛУКТУАЦИЙ на изменения в сложных синергетических системах, которые мы рассматривали в разделе, посвященном СУДЬБЕ).
Человеку свойственно упорядочивать свой опыт, который чаще всего предстаёт как серия моментальных снимков, где всё меняющееся и движущиеся превращается в коллекцию натюрмортов. Так человеку удобнее рассмотреть свой опыт. Кроме того, человеку необходимы ощущение неизменности и постоянства: так он чувствует себя уютнее и увереннее. При этом и самость в каждый данный момент времени кажется человеку устойчивой и неизменной.
Однако Карл Роджерс подчеркивает, что самость не есть нечто неизменное. Самость является саморазвивающимся производным опыта человека, отраженным в его сознании и представляет собой самоопределение человека, представление его о самом себе, основанном как на оценке прошлого и текущего опыта, так и на ожиданиях будущего.
Представления Роджерса подчеркивают одно важнейшее свойство самости, а именно ПОСТОЯНСТВО ЕЁ ИЗМЕНЕНИЙ. И именно это свойство человеческой личности делает потенциально возможным рост и развитие на любом этапе человеческой жизни.
Но, говоря о текучести самости и подверженности её изменениям в процессе проживания опыта (ведь самость – это прежде всего самоосознание, самопредставление и самооценка, постоянно находящиеся в процессе формирования), хотелось бы сделать одну оговорку. Самость человека всё же представляет собой сущностную, субстанциональную основу уже одним фактом того, что следование ей, реализация и актуализация её, вселяют в человека уверенность, поскольку вся жизнь человека обретает в этом случае цельность и последовательность, в континууме времени воспринимаемые как постоянство и стабильность.