quote Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой
и составляет, по сути, человеческую жизнь. Биологическая судьба представляет
собой материал, который приобретает форму под воздействием свободного
человеческого духа, то есть под влиянием того, ради чего, с точки
зрения человека, он существует
Виктор Франкл

Открытость опыту как условие роста

„Открытость
диаметрально противоположна защите“
Карл Роджерс

„Жить nasтоящим моментом означает отсутствие неподвижности,
строгой организации, наложения структуры на опыт.
Вместо этого имеется изменяющаяся организация «Я» и личности“

Карл Роджерс

Самоактуализация и полноценная жизнь связаны с возрастающей открытостью человека своему опыту, всему, что происходит в нём,  с ним и вокруг него. Это становится возможным благодаря последовательному отказу от защитных реакций, перекрывающих человеку доступ к его чувствам и реакциям, к реальному восприятию происходящего, если это идёт вразрез с его идеализированными представлениями о себе.

Маслоу подчеркивает важность освобождения человека „от давления мистифицированных теоретических схем, закрепляющих у человека представления о фатальности действия прошлого опыта, культурных традиций, способствующих закреплению пассивной  позиции по отношению к своей жизни“.

Человек в модусе бытия непредвзято воспринимает действительность (как внутри, так и вне самого себя) такой, какова она есть, отказываясь от наложения её на готовые клише, от втискивания её в тесные схемы, от искажения её привычными стереотипными способами восприятия. Он отказывается от ригидных верований, убеждений и чрезмерных ожиданий, не боится возможных противоречий между реальностью и своими представлениями о ней, между различными событиями, явлениями и фактами, с которыми сталкивает его опыт. Даже сталкиваясь с противоречивыми фактами, человек, живущий в модусе бытия, не будет их отвергать с помощью логики и интеллекта, предоставив выбор своему опыту.

Самоактуализирующийся человек начинает ценить себя, свои чувства и мысли именно как текущий и изменчивый процесс, оставляя стремление к завершенным и конечным состояниям. Он приходит к более верному пониманию того, что он представляет собой не застывшую сущность, а процесс становления (Роджерс). И исполнение долга превращается в удовольствие, и работа становится захватывающей игрой, когда человек добровольно принимает на себя обязанности, находя в этом процессе наслаждение и счастье (Маслоу).

Самоактуализирующийся человек „все больше становится гармонией сложных ощущений и реакций, а не четким и простым застывшим целым“ (Роджерс).

Маслоу подчеркивает, что самоактуализирующиеся люди хотят иметь дело с реальными событиями и явлениями и жить в реальном мире, а не в „искусственно создаваемых мирах абстракций и выхолощенных понятий, предубеждений и предрассудков, умозрительных представлений и стереотипов“. По его мнению, именно способность осознавать свои предпочтения, импульсы и субъективные реакции в целом является предпосылкой лучшей адаптации к миру внешнему, позволяющей получать от проживания в нём больше удовлетворения, наслаждения и свежести переживаний.

Маслоу указывает на готовность самоактуализирующихся людей к обучению: „они не боятся показаться несведущими, они готовы учиться у всякого, кто может открыть им что-то новое“. При этом, подчеркивает Маслоу, восприятие реальности становится тем точнее, тем ближе к „истинной, или сущей, или изначальной природы объекта“, чем меньше человек озабочен желаниями и страхами.

Человек учится ценить свой опыт в любой ситуации, даже если этот опыт объективно не позволяет ему преодолеть определённые проблемы, например, тяжелую болезнь или другие не зависящие от человека обстоятельства. Однако сам опыт проживания такой жизненной ситуации, преодоления своих страхов и отчаяния делает бытие осмысленным.