Чувство вины как гордыня
"Если нам не удается достичь абсолютного бесстрашия,
щедрости, самообладания, силы воли и т.п.
наша гордость произносит приговор: "виновен"
Карен Хорни
Согласно еврейской религиозной традиции, человек, совершивший проступок, должен не только искупить вину, но и постараться стать лучше, исправить себя, чтобы не повторить ошибок. Если же человека "продолжают одолевать чувства вины и сожаления, он считается погрязшим в эгоизме и низости", пишет Ирвин Ялом. Чувство вины, базирующееся на нереальных или приписанных себе проступках, исправляется, согласно Ирвину Ялому, путём проработки собственной “плохости”, бессознательной агрессивности и желания наказания.
При чувстве вины, базирующемся на нереальных или приписанных себе проступках, человек большую часть своего времени "проводит" либо в своем прошлом, в котором маячить тень его надуманной вины, либо перебирает свои недостатки. Он как бы погрязает в “стабильности” своей "плохости", упивается своей виноватостью. Его недостатки превращаются в его (порой единственные) достоинства.
Так, например, его агрессия, направленная на самого себя, кажется ему самокритичностью и чуть ли не способом исправить мир. Вечное недовольство своими ошибками отражает склонность человека отождествлять себя с неким совершенством, которое должно поступать безошибочно. А страх предпринять шаги к собственному развитию и росту представляется ему скромностью, достойной всеобщего подражания. И человек, переполненный чувством вины, начинает гордиться такими "достоинствами", порой считая себя единственно достойным и правильным в своем окружении, а то и в целой вселенной.
То есть, в чувстве вины заложено противопоставление себя миру. Это превращает чувство вины в одно из проявлений ГОРДЫНИ.
Карен Хорни показывает, что беспощадные самообвинения могут касаться самых разных аспектов человеческой жизни:
"Человек может обвинять себя за действия или установки, которые при внимательном рассмотрении кажутся безвредными, законными и даже желательными. Тот, кто гордится своим аскетизмом, обвинит себя в "обжорстве"; тот, кто гордится смирением, заклеймит уверенность в себе как эгоизм.
Самообвинения могут быть сосредоточены на внешних неблагоприятных условиях, неподконтрольных данному человеку. Эти внешние факторы НЕ ДОЛЖНЫ быть неподконтрольными ему: все, что идет не так, бросает на него тень и разоблачает его позорные ограничения.
Другие самообвинения ударяют не столько по существующим затруднениям, сколько по мотивации что-либо сделать (например, за неискренность намерений, за скрытые намерения)".
Карен Хорни подчеркивает, что самое важное в подобных самообвинениях это то, что они представляют собой борьбу против проявлений ПОДЛИННОГО Я. Отсюда дополнительный страх - "страх быть уличенным: если бы люди знали его лучше, они бы увидели, какая он дрянь". На этом страхе замешаны самообвинения в мошенничестве и обмане.
Человек, кторый хочет быть совершенством, вынужден пристально присматриваться к себе. В результате, как пишет Карен Хорни, "весь эффект от самонаблюдения сводится к тому, что он чувствует себя "виноватым" или неполноценным, и в результате его заниженная самооценка еще более занижается и затрудняет ему попытку постоять за себя в следующий раз, а необходимость обороняться против любых самообвинений препятствует развитию способности к конструктивной самокритике и тем самым снижает вероятность, что человек научится чему-нибудь на ошибках".