Смысл как предназначение и жизненая задача
Внутренний смысл чего бы то ни было можно рассматривать как некое предназначение, то есть как то, для чего и ради чего оно существует в бытии, то, что Аристотель называл словом "энтелехия". Он подразумевал под этим понятием сложный комплекс, состоящих как из целей, достижение которых необходимо для воплощения того, что заложено в сущности объекта, так и из сил, толкающих его к этим целям.
В.В. Розанов интересно описал свое переживание в связи с раздумьями над превращениями гусеницы, отражающими реализацию ее предназначения (превращение в бабочку):
“Энтелехия” есть термин Аристотеля, и — один из знаменитейших терминов им самим придуманный… У Аристотеля есть выражение, что “душа есть энтелехия тела”…
В гусенице, обвившейся коконом, и которая кажется — умершею, начинается после этого действительно перестраивание тканей тела. Так что она не мнимо умирает, но — действительно умирает... Только на месте умершей гусеницы начинает СТАНОВИТЬСЯ что-то другое…
Бабочка есть, тайно и метафизически, душа гусеницы и куколки…“.
Вспомним, что гусеница (этот автомат по поеданию зелени) только и делает, что ест, и набирает вес... А забившись в кокон, гусеница застывает и перестраивает все свои "приземленные" органы в органы существа воздушного, чье предназначение - полет и размножение.
То есть (возвращаясь к человеку), действия, совершаемые именно ради того, чтобы человек мог СТАТЬ тем, кем он "должен" стать, обретают в свете этого свой особый и глубочайший смысл.
Само понятие "предназначение" может быть воспринято скептически, как некое предсказание, жестко определяющее то, ЧТО и КАК человек должен делать, чтобы стать тем, каким ему "суждено быть". Могут сказать и другое. Что, мол, человек, живущий в мире случайностей, не может стать чем-то, что ему „на роду написано“.
Возразить на это можно просто. Под предназначением я имею ввиду, что человек в своем бытии, опираясь на свои задатки, развивая и совершенствуя их, оттачивая свои способности и научаясь новому, постоянно преобразует себя, находится в процессе СТАНОВЛЕНИЯ. Это возможно эффективно и продуктивно лишь в том случае, если человек не стремится стать тем, каким он видится себе в своих "больных" фантазиях (ИДЕАЛЬНОЕ Я).
Лишь опираясь на свое "ПОДЛИННОЕ Я", человек становится тем, кем он может и должен стать. То есть предназначение человека можно охарактеризовать как "БЫТИЕ СОБОЙ". То есть; предназначением является то, что человек СТАНОВИТСЯ СОБОЙ. И это отражает один из важнейших аспектов смысла человеческой жизни.
***
Согласно Виктору Франклу, человек не может просто взять и найти смысл своей жизни. Смыслы не даны человеку и не могут быть поднесены ему на блюдечке, чтобы он выбрал себе смысл по душе. Все, что может сделать человек для того, чтобы жить осмысленно, это выбрать себе задачу, которая будет открывать ему смыслы бытия. Франкл утверждает, что через реализацию своей жизненной задачи человек может обрести смысл.
Представление о смысле как о жизненной задаче подробно разработано в теории личности Виктора Франкла. В своем учении Франкл выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.
Еще одно важнейшее понятие хотелось бы мне здесь упомянуть. Я имею в виду МИССИЮ, под которой я понимаю принятие на себя жизненной задачи исходя из глобального контекста. При этом отдельные подзадачи, служащие выполнению миссии, будут также наполненными смыслом, поскольку вписываются в широкий осмысленный контекст.
Один из примеров – Иисус Христос. Он принял свою судьбу ради выполнения возложенной на него миссии. Несколько раз он молился о том, чтобы жестокая участь миновала его. Но каждый раз он укреплял свое сердце, возвращаясь к выполнению миссии. У него как бы не было выбора. Но в действительности же мы имеем дело с активным выбором собственной МИССИИ – даже невзирая на трудности и опасности. То есть мы видим связь жизненной задачи с предназначением человека и с глобальным контекстом, в котором человек осуществляет свою деятельность.