Смысл как невыразимое словами
"Смысл жизни может быть невыразим словесно
или даже вообще невыразим..."
Виктор Франкл
Вилюнас, признавая, что смысл вербализованный и осознанный "шире и богаче", пишет однако, что невербализованный смысл (неосознанный, не облаченный в словесную оболочку) истиннее, поскольку "осознание смысла не всегда бывает полностью адекватным".
Джендлин вводит даже понятие «чувственного смысла», который он описывает как телесное ощущение смысла. Чувственный смысл человек не может описать словами. Он, "подобно гобелену, сплетается из многих переплетающихся нитей, однако переживается как одно целое", - пишет Джендлин. Чувственный смысл, переживаемый в теле, а не в душе, Джендлин называет «незнакомым, очень глубоким уровнем осознания, который психотерапевты (и кто бы то ни было) обычно не обнаруживали».
Чувственный смысл, как пишет Дженждин, нельзя пересказать: он может быть только пережит. К нему надо прислушаться и дать ему возможность проявиться. Согласно Дженждину, человек переживает чувственный смысл того, что он хочет выразить, словами, еще до того, как он найдет подходящие слова. То, что человек переживает при этом - нечто смутное, нечеткое, более сложное, чем эмоция.
Джендлин отмечает, что этот невыразимый словами смысл многослоен, включая в себя, в том числе, переживание причин, намерений, значения и эмоциональной окраски предстоящего высказывания, ожидания, связанные с его последствиями. «Этот целостный смысл обладает своей собственной направленностью, - пишет Джендлин, - это Ваше ощущение вещи в целом, включая то, что Вы знаете, думали, выяснили. Он включает и то, что Вы, по-Вашему, "должны", и го, что еще не решено. В нем можно выделить мысль и чувство, долг и желание».
«Смысл формируется во взаимодействии переживания и чего-либо, выполняющего символическую функцию», - пишет Джендлин, заявляя, что новые смыслы рождаются (либо уже имеющиеся смыслы наполняются новым содержанием) в таких отношениях субъекта с миром, которые, в частности, могут восприниматься метафорично или иносказательно.
Д.А.Леонтьев отмечает, что "основные характеристики переживаемых смыслов связаны с их потенциальной неисчерпаемостью, возможностью вступать в разнообразные функциональные отношения с другими смыслами, порождая новые смыслы; отдельные аспекты переживаний также могут получать новые символические воплощения, вступать в новые отношения".