На пути к смыслу жизни
„Пусть я не знаю смысла жизни,
но искание смысла уже даёт жизни смысл“.
Николай Бердяев
Начиная разговор о попытках человека найти смысл своей жизни, я хочу привести цитату из работы С.Л.Франкла „Смысл жизни“:
„Когда мы ищем богатства, наслаждения, почета, когда мы трусливо в отношении себя самих и холодно-жестоко в отношении наших близких боремся за наше собственное существование, тем более когда мы ищем забвения и утешения в любви или практической деятельности, - мы всюду в сущности стремимся к одному: "спасти" самих себя, найти подлинную почву для нашего бытия, подлинно насыщающее питание для нашего духа; слепо и извращенно, но мы всегда стремимся к абсолютному благу и истинной жизни“.
Этой цитатой я хотел показать, что стремление к обладанию смыслом жизни является неотъемлемым стремлением любого человека. Потребность в смысле относится к одной из важнейших человеческих потребностей.
Современный человек живет в абсурдном мире. Если когда-то человек воспринимал себя, как существо, выполняющее волю богов, как частицу огромного мироздания, то в наше время, как утверждает Альбер Камю, „мир перестал быть отражением высшего универсума, но в населяющих эту землю образах все же отображается исполненное форм небо“. То есть налицо столкновение стремления человека к смыслу и видимой бессмысленности мира.
Можно утверждать, что человек отнял у самого себя в процессе исторического развития смысл бытия как единства с миром и Творцом. Однако душа каждого человека требует ощущения осмысленности, дающего прочные основания бытию, силы жить и поддерживающего стремления человека к становлению.
Открытый, осознанный и реализованный человеком смысл способствует:
• обретению чувства контроля
• ощущению своей значимости
• самоутверждению
• удовлетворённости жизнью.
Вся жизнь человека посвящена поэтому поиску и реализации смысла. Часто человек останавливается на полпути, довольствуясь тем или пытаясь достичь того, что, по сути, смыслом не является, а является, в лучшем случае, лишь его производным, а в худшем – суррогатом, эрзатцем, подменой.
Смысл жизни был бы компасом для человека, - пишет Адлер, - „пока же мы не обладаем таким смыслом, наши повседневные смыслы во всем своем многообразии кажутся нам — не столько рассудку, сколько чувствам — неустойчивыми и легко взаимозаменяемыми. Мы меняем свою одежду, свой образ мыслей, свою профессию, своих мужей и жен, своих друзей, и ищем в них ценности, которые сами же потом отвергнем“.
По словам Адлера: „отклоняющиеся личности — невротики, психотики, преступники, наркоманы и т.п. обладают лишь приватным смыслом жизни, который замыкается на них самих и, по сути не является смыслом вообще... Признак всех истинных "смыслов жизни" — это то, что они являются общими, т.е. такими смыслами, которые другие люди могут разделять и принимать для себя“.
В то же время, по словам Николая Бердяева, “ничто “общее” не может утешить “индивидуальное” существо в его судьбе“. Бердяева удивляет, что „люди с такой лёгкостью подчиняются преподносимому им смыслу, не имеющему, в сущности, никакого отношения к их неповторимой индивидуальной судьбе: мировая гармония, торжество мирового разума, прогресс, благо и процветание всякого рода коллективов – государств, наций, обществ – сколько идолов, которым подчиняют человека или он сам себя подчиняет!“.
“Смысл должен быть соизмерим с моей судьбой”, - утверждает Бердяев, призывая человека отказываться от того, что не является его собственным смыслом, всеми салами стремиться к обретению такого смысла.
***
Как же находит человек свои жизненные смыслы?
„Смыслообразование и смыслопорождение можно метафорически сопоставить с зажиганием огня от другого огня (факела от костра) и с высечением искры из кремня, - пишет Д.А. Леонтьев, - В первом случае уже существующий огонь (смысл) просто переносится на новый носитель, во втором — он возникает по естественным закономерностям из источника, который сам не имеет огненной (смысловой) природы“.
Ниже я хочу познакомить вас с психологическими механизмами порождения смысла, которые описаны Д.А.Леонтьевым.
1. Замыкание жизненных отношений представляет собой встречу человека с объектом или явлением, „результатом которой становится неожиданное спонтанное обретение этим объектом весомого жизненного смысла“, то есть важного места в жизни человека.
Леонтьев утверждает, что при этом механизме совсем необязательным условием является уже имеющаяся в наличии потребность человека в этом объекте. Более того, согласно Леонтьеву, в ряде в результате такого спонтанного обретения смысла может даже ставиться под вопрос удовлетворение уже имевшихся потребностей. Иными словами, „в результате такого замыкания рождается качественно новый жизненный смысл, невыводимый из имевшихся ранее у субъекта смыслов, потребностей и ценностей“, - пишет Леонтьев.
2. Индукция смысла представляет собой „придание смысла (смысловую рационализацию) деятельности, изначально лишенной смысла, которую человеку приходится выполнять под теми или иными внешними принуждениями“. Д.А.Леонтьев объясняет механизм индукции через потребность человека придавать смысл всему, что он делает (это можно выразить формулой «стерпится — слюбится»).
В раннем детстве ребенок не в состоянии еще сознавать смысл того, что он делает. Мать, одобряя то или иное действие ребенка, тем самым осмысливает для себя это действие. Ребенок спонтанно принимает одобрительный жест матери, как указание на то, что он поступает правильно. Мать, тем самым индуцирует восприятие смысла ребенком – по словам Л.С.Выготского „ребенок приходит к осознанию своего жеста последним“. Дж. Шоттер отмечает, что „способность ребенка осмыслять свои действия, переживать их как имеющие смысл, а не просто причинно обусловленные, выступают как практический навык, формирующийся в результате индуктивного приписывания им смысла его матерью“.
3. Идентификация с определенной социальной группой или общностью приводит, как утверждает Леонтьев, к присвоению смысловых ориентаций, характеризующих культуру данной социальной группы, - пишет Леонтьев.
Кем бы человек себя ни осознавал (революционером или консерватором, патриотом или космополитом, геем или антисемитом), то есть, с кем бы он себя ни ИДЕНТИФИЦИРОВАЛ - человек вбирает в себя системы смыслов, свойственные данной группе. Человек в своей идентификации, по сути, ориентируется на смыслы группы. А.М.Лобок считает в этой связи смысл высшим знанием, но "не потому, что он несет в себе объективную истину, а потому, что он несет в себе знак принадлежности той или иной культуре".
"Наиболее концентрированной формой выражения смысловых ориентаций социальной группы служит система групповых ценностей", - подчеркивает Леонтьев. Вопрос о ЦЕННОСТЯХ мы рассмотрим подробнее в соответствующем разделе.
4. Инсайт. Это своего рода просветление, когда человек внезапно усматривает смысл там, где только что еще ничего не было. „Смысл возникает в сознании как бы ниоткуда, почти мистическим образом“, - отмечает Леонтьев.
Откуда же берется смысл – эта истина, которая вдруг открывается человеку? М.К.Мамардашвили утверждает, что „истина всегда уже есть около нас в любой момент“, сознание же человека находится, как правило, в неструктурированном состоянии, не дающем увидеть истину.
Как можно открыть, увидеть эту истину? Согласно Мамардашвили, человек не может прийти к истине в результате прямого и целенаправленного движения или исследования. Лишь некое определенное состояние сознания может воспринять истину. Такое состояние придают сознанию различные переживания. Соответствующий настрой человек может получить, читая определенные тексты, общаясь с другими людьми. Произведения искусства также могут изменить состояние сознания человека. Человек может войти в такое состояние, из которого вдруг откроется истина.
Согласно Мамардашвили, мы приходим к открытию истины лишь „по кривой, выйдя в другое измерение, которое открывается тем, что мы делаем с собой сами“. «Истина появляется тогда, когда твоя, действительно тобою испытанная жизнь как бы всплывает в тебе очищенная и ясная», - пишет Мамардашвили.
5. Столкновение смыслов происходит при встрече человека как носителя внутреннего смыслового мира с другими смысловыми мирами. Перед человеком встает при этом проблема, как утверждает Леонтьев, „сопоставления разных вариантов осмысления действительности, которые могут различаться по степени полноты, разработанности, а также содержательно и характеризоваться разной степенью противоречивости“.
„Столкновение с иным смысловым миром приводит к осознанию относительности своего, - пишет Леонтьев, - и результатом взаимодействия двух смысловых миров может являться либо обогащение смыслового мира субъекта, либо его более или менее радикальные перестройки, связанные не только с обретением новых смыслов, но и с разрушением старых“.
6. Полагание смысла, как отмечает Леонтьев, представляет собой особый экзистенциальный акт, в котором человек „своим сознательным и ответственным решением устанавливает значимость чего-либо в своей жизни“.
Человек своим сознательным выбором решает сделать ставку на то, что он полагает своим смыслом. В качестве примера такой ставки Ролло Мэй называет Блэза Паскаля, французского физика семнадцатого века: „Он поставил на то, что во Вселенной есть смысл. Как он сам писал, он решил, что если он прав, постулируя существование Бога, то это принесет ему счастье и наполнит жизнь смыслом, а если ошибается, он ничего не теряет, кроме жизни“.
Вспоминается в этой связи один послереволюционный анекдот, рассказанный мне моим дедом (Борисом Бурковым). Дети сидят в классе, урок атеизма. Учитель говорит: "Давайте все крикнем "БОГА НЕТ"". Все кричат. "А теперь, дети, давайте погрозим ему кулаком". Все погрозили, а один мальчик не стал. Учитель спрашивает его: "Почему ты не погрозил кулаком, как все?". Мальчик отвечает: "Если его нет, то кому я должен грозить? А если он все же есть, то к чему портить с ним отношения?".
***
Полагание смысла есть акт веры, то есть не подлежит никакому рациональному объяснению, а значит абсурдно. Однако, как отмечает Леонтьев, само это абсурдное решение (верить в некий смысл) и создает тот смысл, „который ложится в основание всей дальнейшей жизни“.
По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти? По этой теме ничего нет :(. Может быть, Вы поможете найти?