quote Тревога представляет реалии свободы как сочетание потенциальных
возможностей до того, как эта свобода будет материализована
Серен Кьеркегор

Физиологические потребности

„О голодном нельзя сказать:
"Не хлебом единым жив человек",
потому что голодный человек
живет именно хлебом и только хлебом“
Абрахам Маслоу

Самыми мощными и жизненно важными являются именно физиологические потребности, потому что они обеспечивают человеку элементарное выживание либо (как и других животных) толкают к продолжению рода. Вот что пишет Абрахам Маслоу по этому поводу:

"Если в организме доминируют физиологические позывы, то все остальные потребности могут даже не ощущаться человеком; в этом случае для характеристики такого человека достаточно будет сказать, что он голоден, ибо его сознание практически полностью захвачено голодом. В такой ситуации организм все свои силы и возможности направляет на утоление голода; структура и взаимодействие возможностей организма определяются одной-единственной целью. Его рецепторы и эффекторы, его ум, память, привычки – все превращается в инструмент утоления голода. Те способности организма, которые не приближают его к желанной цели, до поры дремлют или отмирают...

Человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды, ему раем покажется такое место, где можно до отвала наесться. Ему кажется, что если бы он мог не думать о хлебе насущном, то он был бы совершенно счастлив и не пожелал бы ничего другого. Саму жизнь он мыслит в терминах еды, все остальное, не имеющее отношения к предмету его вожделений, воспринимается им как несущественное, второстепенное. Он считает бессмыслицей такие вещи как любовь, свобода, братство, уважение, его философия предельно проста и выражается присказкой: "Любовью сыт не будешь"...".

Однако физиологические потребности далеко не всегда остаются настолько и столь долго не удовлетворенными. В стабильные эпохи и в стабильных социальных системах человеку удовлетворение базовых потребностей считается основным правом человека и в значительной степени - обязанностью государства. Конечно, удовлетворение сексуальных потребностей государство человеку не гарантирует, однако право на возможность удовлетворения таких потребностей разрешенными методами (например, посещать публичный дом или заключать однополые браки) человеку во многих современных государствах дается.

"Человек и действительно живет одним лишь хлебом, но только тогда, когда у него нет этого хлеба", - подчеркивает Маслоу. Когда же у него вдоволь хлеба, когда физиологические потребности удовлетворены, то "они перестают активно воздействовать на поведение человека; они переходят в разряд потенциальных, оставляя за собой право на возвращение, но только в том случае, если возникнет угроза их удовлетворению". Маслоу подчеркивает, что "удовлетворенная страсть перестает быть страстью, энергией обладает лишь неудовлетворенное желание, неудовлетворенная потребность".

Как только человек освободится от гнета физиологических потребностей, то "у человека тут же обнаруживаются другие (более высокие) потребности, и уже эти потребности овладевают его сознанием", - пишет Маслоу, - "удовлетворение потребностей физиологического уровня открывает дорогу потребностям социального уровня".